Previous Entry Share Next Entry
Дворянобесие
pyhalov
Из старой статьи Андрея Ланькова. Любителям с придыханием пересказывать «семейные предания» на заметку:

Дети, рассевшись в кружок вокруг бабушки и дедушки, внимательно слушают их объяснению о том, кто из их предков в XV веке был премьер-министром, а кто парой столетий позже занимал пост сеульского градоправителя, кто командовал эскадрами в боях с японскими пиратами, а кто пал жертвой клеветы завистника-вельможи и сложил голову на плахе. Казалось бы, вполне идиллическая картина семейно-патриотического воспитания...

И вот тут-то и возникает первый недоуменный вопрос: а почему, собственно, в родословных книгах всех корейских семей их предками по прямой мужской линии вдруг оказываются исключительно министры, генералы, писатели и прочие знаменитости? Куда подевались правнуки вольных землепашцев, которые в начале XIX века составляли более половины населения страны? Что такое случилось с прямыми потомками еще одной четверти населения – с крепостными? Куда и почему без следа исчезли прямые потомки ремесленников, писцов, рядовых солдат и матросов?


Тут надо сделать небольшое отступление и заметить, что в традиционной Корее существовала сословная структура, которая весьма напоминала сословную структуру средневековой Европы. Сословия носили замкнутый характер, переход в более высокое сословие был крайне затруднён. В первом приближении сословная структура Кореи состояла из трёх сословий (на практике существовал ряд других групп, о которых мы здесь говорить особо не будем, так как эти группы были немногочисленны). Высшим сословием были янбаны (양반 / 兩班, букв. "две половины", то есть военное и гражданское чиновничество), которые одни только и имели право на занятие военных и гражданских должностей. Большинство населения составляли янмины (양민 / 良民, букв. "добрый люд"). В основном в эту группу входили лично-свободные крестьяне, но к ней также относились ремесленники и торговцы. Наконец, в самой нижней части иерархии находились чхонмины (천민 / 賤民, букв. "подлый люд"), большинство среди которых составляли крепостные.

Однако при разговорах с корейцами всегда сталкиваешься с тем, что они приписывают себе исконно дворянское присхождение - причём дворянское происхождение по прямой мужской линии! Отчасти этот феномен знаком и россиянам. Сейчас, когда гордиться рабочим происхождением стало странно, а считаться потомком дворянина, наоборот, престижно, россияне вдруг обнаружили вокруг себя фантастическое количество представителей дворянских родов. Их сейчас так много, что, как заметила одна ехидная русская журналистка, "создается впечатление, что после 1917 г. те самые кухарки, что пришли управлять государством, вдруг прекратили размножаться, оставив это занятие исключительно князьям и графьям". Нынешнее изобилие дворян и процветание "дворянских собраний" выглядит особенно забавно, если вспомнить, что в 1870 г. потомственные дворяне составляли 0,8% населения России (сомневающихся отсылаю к словарю Брокгауза и Ефрона).

Однако надо признать: до нынешней Кореи в этом отношении России пока далеко. Хотя на дворянское происхождение сейчас и претендует определенно больше, чем 0,8% россиян, но эти "дворяне" составляют в нашей стране все-таки явное меньшинство. В Корее же буквально каждый кореец уверен в том, что он происходит из того или иного дворянского рода.

Я лично за всю жизнь встретил только двоих корейцев, которые сказали, что их предки были крестьянами, а вот число тех, кто именует себя дворянскими отпрысками, среди моих знакомых измеряется десятками. Один из корейских историков как-то заметил, что, по его наблюдениям, из 10 студентов 9 считают, что являются потомками дворян! Замечание ироничное (историк знает, о чем говорит), но верное: я пару раз поговорил со студентами на эту тему – и столкнулся примерно с такой же пропорцией. Впрочем, есть и кое-какая статистика. Например, в 1993 г. на о.Чечжудо учитель истории в средней школе провел опрос 213 учеников. Из них 198 человек считали себя потомками янбан! Ирония ситуации в том, что в данном районе страны дворянство традиционно было представлено очень слабо...

Но вернемся к нашему вопросу: куда же делись потомки 90 (а то и 95) процентов тех, кто населял Корею три века назад? Ответ на него очевиден: никуда они не делись, живут, здравствуют и, более того, скорее всего по-прежнему составляют примерно 90% современного населения государства корейского. Однако эти потомки отреклись от своих предков и приписали себе более престижное, более знатное происхождение. Когда, как и почему это случилось?

Первый прорыв мещан (а, скорее, мужиков) во дворянство начался ещё в XVIII веке. Он отчасти отражён и в приведённой выше статистике по уезду Помсо, в котором за 1699-1801 гг. доля дворян в населении увеличилась в четыре с лишним раза. В это время корейское государство, которое до этого строго следило за тем, чтобы между дворянами и "подлым людом" сохранялась труднопереходимая грань, ослабило свой былой контроль. Богатые крестьяне и купцы стали покупать дворянское звание за деньги. Одним из основных способов стало включение своего отца или деда (на деле обыкновенных мужиков-землепашцев) в очередное издание родословной книги какого-нибудь дворянского рода. Обедневшие дворяне шли на это спокойно, да и деньги брали за услугу не слишком уж большие. Таких "мещан во дворянстве" было так много, что уже около 1850 г. в иных местностях дворяне (в подавляющем большинстве -- свежеиспеченные) составляли без малого треть населения. В некоторых случаях амбициозные крестьяне действовали напрямую, заказывая фальшивую родословную книгу. Двигали ими тогда не только амбиции, но и материальный расчёт: дворяне были освобождены от налогов и повинностей, так что получение дворянского статуса сулило прямую выгоду.

В 1894 г. в Корее произошла окончательная отмена крепостного права (государственные крепостные были освобождены еще в 1801 г.). Тогда же были отменены и официальные дворянские привилегии. Одним из неожиданных результатов освобождения крестьян стало то, что некоторые бывшие крепостные тут же стали брать себе фамилии своих господ и более или менее самовольно включать себя в их кланы. В более спокойные времена государство, которым тогда еще по-прежнему заправляла дворянская верхушка, возможно, и приняло бы меры против этакого самовольства, но в 1890-е гг. у корейского правительства были заботы поважнее: страна стала игрушкой в руках колониальных держав и стремительно шла к потере независимости. Власть предержащим приходилось думать о своей шкуре, а не о защите сословных привилегий (вдобавок, формально отменённых).

Однако окончательное превращение всех или почти всех корейцев в дворянских потомков случилось уже в середине XX столетия, когда составлением родословных всерьез стали заниматься все кланы. К тому времени ни реального, ни формального значения дворянское звание уже не имело, однако престиж, с которым оно было связано на протяжении столетий, сохранялся. Вдобавок, во время Корейской войны и сразу после неё, когда миллионы корейцев покинули родные места, поймать за руку самозванцев стало окончательно невозможно. В деревне в 1955 г. ещё можно было найти старика, который помнил, чей дед чьего деда лет этак 60 назад бил палками за плохо обмолоченный рис, а вот в городе, где все были пришельцами, это стало абсолютно невозможным. Впрочем, ловить фальсификаторов никто и не пытался, наоборот -- составление "отредактированных" родословных стало выгодным делом. Порою предприниматели даже давали немалые взятки, чтобы им присочинили предка познатнее, желательно из числа тех, чьи имена можно найти в учебнике истории.

Мне не раз приходилось слышать о том, как уже в 1970-е гг., когда процесс в целом стал подходить к завершению, за пухлые конвертики с деньгами сочинялись исключительно привлекательные генеалогии. Один из очевидцев описал конечный результат одной такой истории: «Мне кажется, что в конце концов директор Ли (заказавший такую генеалогию - А.Л.), поначалу несколько смущавшийся всей этой затеи, и сам поверил в то, что является потомком знаменитого рода Z.».

Впрочем, не следует думать, что те корейцы, которые говорят вам, уважаемые читатели, о своеём дворянском происхождении, всегда врут сознательно. С тех времён, когда родословные "редактировались" особенно истово, прошло уже три-четыре десятилетия, так что подавляющее большинство корейцев среднего возраста, не говоря уж о молодёжи, искренне верит в своё знатное происхождение. Иногда они даже имеют для этого основания (примерно в одном случае из десяти, как мы помним).

  • 1
Мои деды и прадеды были крестьянами, и имел я в виду тех, чьи прадеды были дворянами.

/// В 1894 г. в Корее произошла окончательная отмена крепостного права ///
Привет последователям большевиков,которые гадят на Российскую Империю.

"3 ноября 1905 года (при председателе Совета министров С. Ю. Витте, главноуправляющем землеустройством и земледелием Н. Н. Кутлере) были выпущены Высочайший манифест и сопрововождающий его указ, по которым выкупные платежи бывших помещичьих крестьян с 1 января 1906 года уменьшались наполовину, а с 1 января 1907 года отменялись полностью" Что = окончательной отмене крепостного права.

После крестьянских волнений и начала революции. Привет любителям РИ. Про "гадить" - это к вам вопрос, хе-хе.

Дед по отцу ...

... сын торгового моряка, георгиевского кавалера за Японскую войну, окончил реальное училище на медные копейки, в Великую войну добровольно пошел вольноопределяющимся, в пешую разведку Зарайского пехотного полка, через два года стал унтер-офицером, трижды ранен и отравлен газами, три креста и четыре медали, как лучший солдат отправлен в школу прапорщиков (даже креститься пришлось! так ему хотелось офицером стать!) которую и окончил с отличием ... в октябре проклятого 1917 года. Разумеется, большевиков никак не принял, уехал в родное село и возглавил там местный отряд самообороны, отбиваясь от всех желающих пограбить мужичков... в 1924 создал ТОЗ, а в 1927 - производственную сельхозартель. В коллективизацию раскулачен и сослан, как белобандит и председатель неправильного излишне богатого кулацкого (даже трактор в кредит прикупили) колхоза.
Дед по матери, просто погиб - увидев в четырнадцать лет паровоз. Бросил огромную маклацкую семью, устроился учеником-слесарем в дэпо, голодал, трудился до кровавого пота, к 1917 стал человеком, машинистом, пройдя все ступени мастерства.
Так что и без большевистской сволочи жили бы и не тужили.

"...и заживем мы с тобой возле своего свечного заводика", бгг.

Всё у меня просто: только белорусские, великорусские и польские крестьяне. Доволен как слон. )

Читая довольно много польские СМИ и иногда общаясь с поляками, усёк: все они, за исключением редчайших отщепенцев (менее 1%)- ярых русофилов, шляхтичи и почти все имеют погибших в "катынях" дедов-прадедов, а еще лет десять назад - дядьев, и некоторые даже отцов! ))))))))))

Грузины - во многом то же самое.

Ну мог же один мужик двух генералов прокормить - на русском-то суглинке. А в субтропической Корее один тамошний мужик мог десятерых генералов прокормить. Наверное...

Тот мужик двух генералов кормил на неведомом необитаемом острове, а не на русском суглинке. :)

А в Грузии каждый второй князь...

Это психология обывателей - чувствовать немножечко "выше" остальных. Запретили сословия и кастовость, не вопрос - будем делить себя на небыдло-быдло и пр...

Ага я не раз уже таких псевдо дворян разоблачал.
При этом сам я Астахов фамилия сразу коворит кто я.
Мои предки были казаками по отцу. Все те кого я знаю достоверно военные. И все артиллеристы.есть Григорий матрос его грохнулив феврале 17 потому что за офицеров заступаться полез, но и он был корабельным артилеристом и он был не из моеё ветки но родня там - байстрюк, незаконорожденый.
Так вот я собственно говоря потомок Ивана Павловича старше его не знаю кто там был но о из Ефимиевскиех Астаховых - мелких дворян с понтовым гербом. Тот же получил дворянство за ограбление Костюшко. Свистнул казну польских повстанцев со своим отрядом, поняв что живым не станется отдал её Екатерине а та ему титул.Повстанцы через пару дней капитулировали так как без бабла какая война ?
В общем гордится нечем - потомок грабителя. Но казака настоящего несомненно.
Есть друге Астаховы не ефимиевские - московские , те просто потомки казаков, тоже близкие нам. Но они без понтового герба. Кроме того жёны у всех известных астаховых НЕ дворянки. Т.е. титул то они себе сделали - но женились по казачьему - на чём бог послал. В основном на казачках, но были и вовсе экзотические дамы. Вплоть до японок.
Когда в 1918 настоящие дворяне разбежались как тараканы Иван собрал заначку стволов и начал Белое Дело. Но он был монархистом поэтому когда пришёл Деникин пересрался и свалил в Италию там и помер в доме престарелых. Сын го погиб на ПМВ, внук оказался в Сибири под Колчаком мелким был, Колчак ушёл сын с матерью и дядькой двоюродным остался. Погиб в Норвегии. Его сын мой дед похоронен в Литве. В общем где только нет могил моих предков.
По материнской линии монастырские крестьяне, потом купцы, потом кулаки, потом слесарь. Жёны крестьянки из соседних сёл. Бабка дочка крестьянина ставшего содержателем земской школы. Завхоза по современному.
Так что технически я мать его рыцарь, фактически же крестьяне крестьяне и крестьяне.

Так что технически я мать его рыцарь
----------------------------------------
Угу, лыцарь и хатамото. ))):-D

Куда подевались правнуки вольных землепашцев, которые в начале XIX века составляли более половины населения страны?

Неудачный оборот.
Лучше было "потомки вольных рисоводов".

ТОП: 23:00 (московское)

Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 1-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.

По материнской линии, там что то из польских дворян было. Как то пофиг, не знаю и знать не хочу. Из крестьян. Большевиков-дворян-сотрудников ЧК-ОГПУ-вохровцев и членов КПСС в роду не было, как и прочих паразитов трудового народа.
Поэтому эти паразиты так и стремятся записаться в дворяне.

Да разве только корейцы? Тот же Кавказ взять. Там ВСЕ поголовно князья и их отпрыски. Плюнуть некуда. В порванных подштаниках, босиком, но князь!
Просто это комплексы...

Вот, что странно: почему нормальные, средние корейцы стремятся приписать себя к разложившемуся, деградировавшему, выродившемуся и устаревшему классу дворян, вместо того, чтобы гордится своим происхождением от передовых, прогрессивных классов рабочих  крестьян?


Тщемта, поскольку дворяне до Катьки Великой были воинским сословием, то после 1812, 1914-18 и окончательно после 1945 года всех смело можно записывать в дворяне и у нас. Что до прочего, с войной не связанного, то в этой части Пушкин всех произвел в дворянское звание, т.е. еще раньше.

Ну а над теми, кто искренне надеется, что его бабка согрешила с сенбернаром, остается только беззлобно потешаться

...Князь Жупел родился не от благородных пращуров, а вышел непосредственно из грязи. Дело было летом, как раз напротив постоялого двора старого Быни. Там посреди дороги вечно держалась лужа – ни у кого не доходили руки завалить ее песком и щебнем. И в некоторый день что-то в луже оживилось, забулькало, а потом начало и пошевеливаться. На беду, в эти дни по дороге никто не промчался на коне сломя голову. «Шевелюга обыкновенная», – решил старый Быня, и нет бы ему шурануть пару раз вилами в грязь, так он еще лужу-то огородил веревкой и привязал к ней красные лоскутки.
Через какое-то время стало понятно, что это не просто шевелюга, коли можно различить у нее руки, ноги и даже голову. То и дело по луже пробегала мелкая рябь. К постоялому двору, обычно безлюдному, начал подтягиваться народ. Кое-кто утверждал, что это ночью чужой проезжий пьяный свалился с телеги, а теперь вот мучается. Решено было поднести несчастному ковшик браги. Но подноситель и сам пил непробудную чашу, руки и ноги его не слушались, брага пролилась прямо в лужу. Зашипело и забулькало живее прежнего – должно быть, от дрожжей, – тело обозначилось крупней и лучше, в голове даже прорезались глазки. Глазки были небольшие, зато близко посаженные, белесые, с тоненьким черным и продольным зрачком. Было еще, оставалось время навести порядок все теми же вилами, но всем хотелось поглядеть, что будет дальше.
Дальше тело засучило конечностями и попробовало подняться. Пособлять ему никто не стал, страшась замараться. Тело заскрипело зубами и погрозило всем пальцем. «Соображает!» – обрадовались люди. Распахнулся большущий рот, оттуда раздались ругательные слова, да такие грозные, что росли, мнилось, прямо из зубов. Слов этих здесь раньше не слыхивали.
Тело встало на корточки, все облепленное черной грязью и мелкой зеленой ряской, и выбрело из лужи, по дороге перекусив ограждающую веревку. Народ посторонился, доброхоты слетали к колодцу и окатили грязного студеной водой. Он задрожал, но показывал руками – давай, мол, еще. Когда грязь и ряска сошли, из-под них показался небольшой человек в золоченых одеждах. Голова у него была совсем круглая, уши топориком, нос морковкой, брови домиком, а каковы глаза и рот, все уже увидели. Волос на голове водилось немного, зато вокруг лба, висков и потылицы поднимались острые костяные выросты.
– Да ты кто будешь? – спросил старый Быня.
– На же – не признали! – обиделся выходец из грязи. – Вы глаза-то бесстыжие протрите! Я же ваш прирожденный князь, грозный Жупел Кипучая Сера!...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account