?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
О землях за Тереком
pyhalov
Выполняя обещание, данное пару дней назад, выкладываю отрывки из работы Умалата Лаудаева «Чеченское племя». Автор, будучи этническим чеченцем, получил воспитание в кадетском корпусе, имел чин ротмистра русской армии:


Чеченцы жили прежде в горах и только в начале прошлого [XVIII — И.П.] столетия появились на плоскости. В преданиях чеченцев говорится, что на плоскости Чечни господствовали разновременно ногайцы, русские и калмыки...

Удалившись за Терек, русские, однако, не оставили своего притязания на оставленную землю. Считая её своею собственностью, они позволяли чеченцам занимать плоскость на условиях, тщательно следя из-за Терека за их выполнением. Условия эти заключались в том, чтобы ими можно было оградить хищнические нападения чеченцев за Терек. Известным своей преданностью лицам они позволяли пользоваться землёю, возлагая на них ответственность за своих людей. Главные условия были: 1) покорность русскому царю, 2) в случае пленения русского или учинённого воровства должны были возвратить пленного или украденное, 3) обязаны были выставлять людей для походов с русскими и для постов, 4) ответственность за хищничество падала на те аулы, через которые шли следы, и т.д. Для точного исполнения условий, по причине частых вероломных случаев, от влиятельных людей брали заложников (аманатов)...

Тогда чеченцы быстро наводнили плоскость. Безземельные и малоземельные фамилии стараются заискивать любовь русских своею преданностью, дабы этим добыть себе землю.

Заняв на плоскости земли, чеченцы усиливаются на ней и потом отвергают заключённые с русскими условия, выходят из их покорности, вследствие чего начинаются взаимные неприязненные действия...

Туземец лучше, нежели иноземец, может знать о событиях своей родины из народных преданий, поверий и пословиц. Еще в 1854 г., т. е. когда Шамиль был во всей своей силе, я помню совершенно ясно, как чеченцы, толкуя о битвах русских с Шамилем, говорили, чувствуя бессилие последнего: «В прошедшие времена русские были отцом страны и матушка (баба) русская тогда ходила одна по черным и лысым горам». Нужно знать, что одиночное хождение женщины по горам считается у чеченцев значительным фактом. Когда же Шамиль был взят и Чечня усмирена, то народ как будто был приготовлен к этому и предвидел это; я помню очень хорошо, как земляки мои утешали себя словами: «Нет сомнения, что русский опять сделается отцом страны, оцепит горы крепостями (галаниш) и матушка будет расхаживать по горам. Но Бог велик, явится тури-да (отец меча) и изгонит их за Терек». Не доказывают ли эти народные пересуды того, что русские действительно имели влияние на жителей лысых гор?

Предание говорит, что когда все русские ушли за Терек, то остался в Чечне один только русский, именем Тарас, на своем прежнем жительстве. Он был человек зажиточный и мужественный. Жилье его было выстроено на развесистом дубе; под ним содержался его скот и пчелы. Таким образом один он провел два года. Слух о его богатстве распространился между чеченцами, но храбрость его удерживала их от злокозненных покушений. Наконец два зумсоевца (из Аргунских фамилий), прельстясь его богатством, вознамерились убить его. Напасть открыто они не решались, но, сделав засаду за кустами, привязали фитильное ружье к дереву и навели его на дверь Тарасова дома. Тарас беспечно возвращался в свое жилище. Зумсоевцы метким выстрелом убили его. И, мертвый, он не свалился с ног, но умер, прислонившись к двери, и был еще им страшен. Полагая, что он употребляет против них хитрость, они только через два дня удостоверились в его смерти и тогда забрали его имущество...

Есть предание, что после удаления русских из Чечни в развалинах одного из домов чеченцы нашли образ. Как и в настоящее время, тогда чеченцы были того мнения, что христиане в самом образе или кресте разумеют Бога. Считая такую находку слишком важной, народ собрался на совещание; рассудили так, что если русские, второпях переселяясь, забыли своего Бога, то, опомнившись на противоположном берегу Терека, опять вспомнят о нем и придут за ним назад. Тогда, быть может, они уже не возвратятся и останутся в Чечне; поэтому было бы благоразумнее им самим вручить его русским. Два чеченца с образом пришли к тому месту, где ныне находится Наурский аул, вызвали из-за Терека русского именем Педаро (Федора) и отдали ему образ, ожидая за бога большого подарка. Педар подарил им 10 копеек. По поводу образа в то время говорили: «Орсашна Далла дага мавагайла, Дагавиачах вай мехке буха маба-гайла». В переводе это означает: «Пусть бы русские о своем боге не вспомнили, вспомнивши же, в нашу землю назад не пришли».

Первоначально чеченцы устроились на плоскости хуторами, ибо опасались русских, которые разоряли и жгли хутора, забирали скот и брали в плен людей. Есть предание, что семь хозяев для безопасности от русских составили один хутор; русские в числе восьми человек пришли для их наказания, но не посмели напасть на них, ушли с угрозами. Опасаясь нового нападения, чеченцы увеличили свое число до 18 человек. Через два дня русские в числе 19 человек явились к хутору и опять, побоявшись чеченцев, вернулись обратно. Один чеченец пустил им вдогонку пулю и убил одного русского. В память этого события место назвали «Майртуп», т. е. «становище храбрых». Когда на этом месте основали аул, то название это перешло к нему.

  • 1
интересно. это про какое приблизительно время он рассказывал?

Ну надо сейчас под Терек (хотя бы) подрезать Дагестан, Чечню и Ингушетию. Освободившиеся земли в Ставропольский край.))

(Deleted comment)

вроде они были как раз в Ставропольском крае до Хруща

Ну так и обратно надо. До Никиты Сергеевича (не подумайте, что режиссера:)) много земель не принадлежало разным республикам. И.В.Сталин, хоть и грузин, хотел федерацию в империю превратить, но не дали. Сейчас расплачиваемся))))

Выстрелил в спину проявил храбрость, ай маладэц! :))

у них это нормально,
пуля,нож в спину или просто неожиданное нападение.
все прокатит для проявления т.н. "храбрости".

Какая-то нестыковочка с "условиями" - гребенские казаки ушли за Терек не просто так, по добрей воле, их местные вынудили.

Хихикающим над их храбростью:

Действительно, чечены смелые, наглые итд ребята, и это факт. Доказали это войнами с Россией и соседями, криминалом и прочим. Да и сам лично сталкивался, будучи студентом.
Можно только подискутировать над тем, чем это вызвано. Я лично ставлю на страх перед сородичами. Они народец стайный, выпасть из стаи, например опозорившись по их понятиям, страшнее смерти.



  • 1