?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Вытеснение русских из Чечни в царское время
pyhalov
http://pyhalov.livejournal.com/19889.html?thread=647857#t647857

>До большевистского кровопускания и гнобления русских, они умели за себя постоять.

К сожалению, это не так

Его Превосходительству Господину Начальнику Терской области и Наказному Атаману Терского казачьего войска

Жителей русского населения
слободы Шатой, 3-го участка,
Грозненского округа, Терской области.

ПРОШЕНИЕ

Ваше Превосходительство!

Жизнь русских поселян в слободе Шатой в настоящее время сделалась невыносимой в силу сложившихся исключительных условий. Мы сейчас вынуждены всецело подчиняться группе чеченцев, которые в продолжении нескольких лет разными незаконными путями до убийств русских включительно заселили слободу и диктуют нам, уцелевшей горсти русских, свои законы.


Слобода наша основана была в 1860 году, по покорении Кавказа. Сначала было основано укрепление Шатой, которое тогда же было населено преимущественно отставными, бессрочно-отпускными и запасными нижними чинами, а когда количество их стало увеличиваться, то жители эти были отделены от укрепления и была основана слобода Шатой, в которой было открыто слободское управление, с подчинением окружному Начальству. В 1870 году число семейств в этой слободе равнялось уже 50-ти.

Это единственное русское население среди горной Чечни стало процветать и безусловно приносило громадную пользу краю.

Тогда же слободе была отведена покосная и пахотная земля. Слобожане занимались хлебопашеством, торговлей, извозом и ремёслами, так что чеченцы с того времени имели возможность кое-что заимствовать у русского населения, но с тех пор, как с разрешения местного начальства в слободу стали допускаться на жительство чеченцы, то, к великому нашему сожалению, с ростом числа чеченцев уменьшилось число русских поселян и, в конце концов, чеченцы добились своего, разорили русских и завладели слободой. Кроме захвата слободы, чеченцы соседних селений захватывают пахотную и покосную землю, а именно: первым поселился в 1885 году Кагерман Ахметханов, бывший сторож башни, так называемой «Волчья Яма», служившей тогда местом заключения виновных, находящейся в 200 саженях от крепостной стены, который воздвиг возле этой ямы как бы временное строение, пригородив и земли для посева кукурузы; в 1885 году там же поселились чеченцы два брата Иноркаевы и бывший всадник милиции Сула Хажиев, которые и оставались проживать там на правах скотоводов и платили за пастьбу скота и усадебные места.

В течение последних 5–6 лет наследники их самовольно заняли первого Ахметханова 4 десятины земли и последние 3 семейства 7 десятин и в то же время наотрез отказались отбывать всякие общественные повинности, а временные строения превратили в постоянные. — Таким образом образовался на нашей земле первый чеченский хутор, существующий и по сие время и в котором уже не 4, а несколько семейств. Слободское Управление хотя и входило с ходатайством о снесении этого хутора; но оно не достигло цели; за эти же 10 десятин земли нами ежегодно вносится по окладным листам Ставропольской Казённой Палаты оброчная Государственная подать; так постепенно в слободе стали появляться с каждым годом то чеченцы торговцы, то разные служащие при местных Начальниках участков, как например, переводчики, милиционеры, сторожа и прочие, а затем уже им разрешалось приобретать и недвижимое имущество и они им пользовались умело и широко, покупая на своё имя по несколько домов для посторонних, не имеющих права проживать здесь.

Ввиду этого, в 1880 году Указом Наместника ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА на Кавказе, вследствие уменьшения числа русских в слободе, было постановлено:

1) Выслать из слободы Шатой всех без исключения туземцев, с воспрещением поселяться навсегда.

2) Заселить означенную слободу русскими из податного сословия и образовать тут приписку, так как комиссией было найдено, что слобода Шатой тот пункт, который расположено в центре горной полосы.

3) А для этой цели и благоустройства русского населения отдать в полное распоряжение находящиеся вблизи казённые участки земли и леса.

Действительно, лес в 1890 году был прирезан в количестве 514 десятин, но мы и по настоящее время фактически не пользуемся им, так как почему-то он находится в распоряжении Аргунского лесничества и охраняется объездчиками из чеченцев, а потому постоянно вырубается по платным и бесплатным билетам чеченцами-соседями. Нам же начали выдавать бесплатные билеты лишь с 1903 года, да и то в недоступные места.

По объявлении указа о выселении всех без исключения чеченцев, были высланы лишь некоторые из них, семь же семейств подали на высочайшее Имя прошение о разрешении им жительства в слободе Шатой на правах купцов и купчих, что им и было разрешено; на основании чего они и стали приобретать недвижимость. Хотя эти чеченцы и просили разрешения проживать на основании того, что они купцы, в действительности же они никогда не были таковыми и ныне не состоят, так как никто из них никогда не приписывался ни к какой гильдии.

Для того чтобы какому-нибудь чеченцу приобрести имущество в слободе, следует ему только поступить в милицию на один месяц, и он покупает в слободе недвижимость с разрешения, как служащий в милиции, и сколько ему угодно. Затем, в виду того, что в русских слободах вообще стали поселяться масса чеченцев, что отражалось на благоустройстве их, в виду ходатайств о выселении, был издан закон 14-го мая 1893 года, коим воспрещалось селиться в слободах каким бы то ни было чеченцам. Но закон этот выполнен полностью не был, так как хотя часть чеченцев временно и была выселена, но они вскорости, под разными предлогами, опять поселились и в конце концов число их стало больше, чем русских, а именно: вместо 50-ти семейств русских, осталось 10 (в настоящее время 7, из коих 3 вдовицы. — Прим. Г.А. Ткачёва), а вместо 7-ми чеченских семейств, получилось 77, что же касается хутора «Кагерман», то он и сейчас существует. Поселившиеся в слободе чеченцы всеми силами стараются уничтожить русский элемент и захватить всё в свои руки, так например: если понравится кому-либо из них дом слобожанина, то начинается форменная травля, битьё окон, увод скота, порчи крыш, угроза смертью, которая всегда делается наедине, каковые они зачастую приводят для острастки оставшихся в исполнение.

1) В 1887 году убит житель Федот Барикин, поставщик всех продуктов Шатоевского гарнизона, оставшиеся после него семь домов перешли все в чеченские руки, а также и поставка продуктов.

2) В 1880 году были убиты на Шатоевской дороге слобожане Павлов и дорожный кондуктор Васильев, последний убит, дабы дать доступ к этой должности чеченцам.

3) В 1902 году убит отставной нижний чин Семён Клёнов, старик 70-ти лет, в 7-ми вёрстном расстоянии от слободы, днём, и ему нанесено 12 кинжальных ран. Это ли не возмущало жителей. После убийств Барихина и Клёнова и по сие время в слободе бедствуют семейства их, с помощью маленького русского общества.

4) В 1905 году убит мелочной торговец у себя дома в лавке, тоже днём, Пётр Губаридзе, с целью завладеть его удобным для торговли усадебным местом. На этого несчастного старика было нисколько покушений, он был однажды ранен, десятки раз его обворовывали, и убийство его совершено на глазах соседей чеченцев.

5) В 1906 году убить кондуктор Добровольский, в 3-х верстах от слободы, за свою справедливость по отношению к службе.

6) В 1908 году опять-таки убит даже 13-летний мальчик Павел, сын нашего старшины, Щёткина, служащего на этой должности вот уже 12 лет, — как месть за справедливую службу Щёткина. И всё это остаётся безнаказанно. Что же касается грабежей и воровства, то им не может быть и конца. В последнее время они дошли до виртуозности. Ранее чеченцы захватывали места в слободе под разными благовидными предлогами, пахотную и покосную землю, уничтожая ежегодно межевые знаки, на основании того, что мы, как они говорят, пришельцы, а землёю владели их деды и прадеды. Теперь же они просто являются к кому-либо из русских жителей наедине, требуют, чтобы он записал его дом на своё имя, на право его жительства в слободе, и, молчал про это, а иначе плохо будет, что мы не раз уже испытали. Мы поодиночке не можем даже посмотреть свои земли и покос, а если и делаем это, то сообща все вместе, предварительно исходатайствовав от местного Начальника участка охрану из милиционеров — вот до какого положения довели нас.

В настоящее время, Ваше Превосходительство, заброшенная в горах горсть русских доведены до отчаяния. Мы вынуждены будем, если не будет нам оказана помощь, поступить так, как поступили 40 семейств, бежавших из Шатоя, бросив на произвол судьбы или же продав за бесценок своё недвижимое имущество.

С основания слободы Шатой, начальством гарнизона высылался для охраны слободы патруль от 3-х до 6-ти человек, но в 1905 году местное военное начальство почему-то отказало в высылке патрулей. Доверенными в том же году опять исходатайствовано было о высылке патруля, который и был высылаем до 1907 года, но в 1907 году высылка опять прекратилась, по ходатайству чеченцев, которые мотивировали свою просьбу тем, что абрек Давлетмирзаев может всегда убивать нижних чинов и отбирать у них оружие, что и было сделано, когда этот абрек ранил чрез амбразуру крепостной стены часового, стоявшего у дверей камеры с арестованными чеченцами при военной гауптвахте, что и явилось поощрением для чеченцев и опасностью для слобожан. Мало того, что был отменён патруль, но ещё с 7–8 часов вечера запираются крепостные ворота на всю ночь, и жителям неоткуда ждать помощи при несчастных случаях, так как сообщить о них нет доступа, что и продолжается до настоящего времени.

Не говоря о частных ограблениях и проч., чеченцы не стесняются устраивать буйства, как например: в 1901 году на базаре с нижними чинами гарнизона, в котором ими было ранено 12 человек, кроме старшины, который явился на место происшествия, и был ранен тупым орудием в лицо и спину. Подобные схватки повторяются с жителями.

А потому имеем честь покорнейше просить Ваше Превосходительство ходатайства пред Наместником ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА на Кавказе:

1) Отобрать все самовольно захваченные земли, а также и лес, давно отмежёванный для слободы Шатой, в полное распоряжение жителей.

2) Выселить навсегда всех без исключения Чеченцев и других туземцев, не имеющих права на жительство.

3) Населить слободу русскими крестьянами, или запасными нижними чинами из податного сословия, увеличив слободу по крайней мере хотя до 40 семейств.

4) Учредить в ней приписку с причислением к крестьянам Ставропольской губернии наравне с другими слободками Терской области, как-то: Хасав-Юрт, Нальчик, Ведено и Воздвиженская.

5) Разрешить продолжать высылку патруля на ночь в слободу от войск Шатоевского гарнизона, что было до сих пор, так как только наша единственная слобода в Терской области, которая не может просить оказания помощи от войск, — и также не затворять крепостные ворота, ведущие в слободу.

6) Воспретить выдачу каких бы то ни было разрешений на вырубку леса, отведённого для слободы, и предоставить его в полное распоряжение слободы, так как уже в настоящее время он почти абсолютно вырублен посторонними лицами.

Надеемся, что Ваше Превосходительство не откажете в просьбе последних нескольких жителей, оставшихся от разорённой русской слободы в горной полосе Терской области.

(Ткачёв Г.А. Ингуши и чеченцы в семье народностей Терской области. Выпуск 2-й. Владикавказ, 1911. С.97–103)


  • 1
Вы извините, но ВОТ ЭТО - полный пздц. "Для того чтобы какому-нибудь чеченцу приобрести имущество в слободе, следует ему только поступить в милицию на один месяц, и он покупает в слободе недвижимость с разрешения, как служащий в милиции, и сколько ему угодно." Один в один наша ситуация...

Ничего не меняется, только терминология(((
Страна наша, с такими правителями модернизируется назад - в прошлое!

Исторический вопрос?

Интересно, что мешало Петрухе поступить с туземцами так же, как янки сделали с индейцами...?

Ну так и русские ягнятами не были и платили за обиды кровью. Об этом шла речь в моем посте.
Вот для примера:

В среднем, ингушское племя платит ежегодно казакам слишком 30 000 рублей арендной платы. Это ничто иное, как налог в пользу казаков. Налог тем более возмутительный, что мы, ингуши, платим его за пользование землей, принадлежавшей нам тысячелетия. Но, к нашему несчастью, казаки не довольствуются этим. Они, по-видимому, окончательно решили истребить наше племя и выжить его. Казаки пользуются всяким случаем, чтобы придраться к нам, взыскивать штрафы, убивать. За один последний год нам пришлось уплатить в пользу казаков 50 000 рублей, а между тем местные власти состоят исключительно из казаков и областной начальник, будучи и то же время атаманом Терского казачьего войска, не только ничего не предпринимает, против них, но поощряет их в этом направлении...
За истекший год мы должны были вынести со стороны казаков 5 вооруженных нападений, приводивших к кровавым столкновениям22. Но самым возмутительным из них было последнее столкновение, возмутительное не столько по проявленной в нем казаками смелости и необузданности, но и по отношению к этому событию местных властей. Столкновение имело место при ингушском ауле Яндырке 20 мая. Один яндырец, имея в руках один только зонтик, поехал нанимать рабочих. Дорогой в огородах казачьей станицы Троицкой на него напали казаки и убили23. Лошадь убитого прибежала окровавленная домой, и родственники убитого пошли убирать тело покойника. Между собравшимися на месте убийства казаками и родственниками убитого произошла перестрелка, но без результатов. Казаки Троицкой, Карабулакской, Слепцовской, Михайловской, Нестеровской, Самашкинской, Ассиновской и Фельдмаршальской станиц, пользуясь случаем, немедленно собрались и совершили нападение на аул Яндыр, отстоявший на расстоянии шести верст. Завязалась перестрелка, продолжавшаяся два дня. Находясь в отчаянном положении, ингуши обратились за помощью к властям. Не взирая на донесения начальника 2-го участка Назрановского округа, власти подоспели лишь на второй день. Из Владикавказа выступили батальон пехоты Апшеронского полка и пулеметная команда, под начальством подполковника Попова. В то же время прибыли и три сотни казаков, под начальством атамана Сунженского отдела генерала Суровецкого. Когда отряд прибыл на место, то, по распоряжению, часть пехоты с пулеметами взобрались на гору, доминирующую над Яндыркой, а другая часть смешалась с казаками и обстреливала Яндырку. Попов, вместо того, чтобы защищать осажденный и обстреливаемый аул, находясь под влиянием Суровецкого, девиз коего "согнуть в бараний рог горцев", – приказал громить пулеметами. Никакие мольбы и увещания начальника округа подполковника Котляревского не громить беззащитней аул не помогли, и аул, как вражий лагерь, был подвергнут ужасному огню из ружей и пулеметов. В результате оказалось 7 убитых, и 13 тяжело раненных пулеметами.
Дети, женщины и старики в ужасе разбежались в соседние леса. Такое отношение властей окончательно убедило нас, ингушей, что нас хотят истребить в конец. Справедливости и защиты нам искать негде. Куда бы мы ни обратились, нам говорят: "С казаками мы ничего не можем делать" (Голоса справа и в центре: "Довольно!"). "Казаки, будучи вооруженным военным сословием, злоупотребляя своим оружием, истребляют обезоруженных ингушей при одиночной встрече и даже при проезде партии отставных казаков или казачьих команд через наши села. Года четыре тому назад у проезжавшего через Базоркинское селение казака выхватил из воза мальчик несколько огурцов; казак тут же застрелил его и за это не подвергся никакой ответственности; в 1902 г. в Базоркинском селе ехавшая из г. Владикавказа партия в 11 чел. казаков застрелила молодого ингуша, сына Дзубека Ахвиева, порывавшегося, будто, у убийцы казака посреди бела дня и многолюдного селения отнять берданку. Происшествие не получило должного направления и выяснения судом" и т.д., и т.п. Я мог бы прочесть не о 15 убийствах, отмеченных в запросе, а о 1015"…
То есть русские в обиду себя не давали и противостояли кавказцам на равных. Так было до прихода к власти большевиков...

Так было до прихода к власти большевиков
А что-то хорошее, после прихода к власти большевиков, было?

Кстати, об отношениях Сталина и большевиков к убийствам русских со стороны чечено-ингушей красноречиво свидетельствует один факт.
В начале 20 века особой жестокостью, убийствами русских людей и грабежами прославился абрек и отморозок Зелимхан Карачоевский. В сталинское время из убийцы и кровавого маньяка сделали национального героя: издали кучу хвалебных книжек, обозвали его именем колхоз и даже сняли целый фильм - "Зелимхан".
Заслужил чечен. С ног до головы в русской крови. Как настоящий большевик.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

а что, были серьезные противоречия?

Вроде как именно Иосиф Виссарионович, потеряв терпение, "решил вопрос" без соплей и толерастии, просто и эффективно. Жаль, после него к власти придурки пришли.

(Deleted comment)
"Так, 14 февраля 1929 года в состав Чеченской автономной области были включены чисто русские территории - Сунженский округ и город Грозный. Между тем согласно переписи 1926 года, среди населения Грозного насчитывалось 71,7% русских, 8,1% украинцев, 6,0% армян, 3,2% татар и лишь 2,0% чеченцев."

Типичный пример обязательной для большевиков русофобии. Подарили вайнахам Грозный и русские земли и сняли фильм про упыря Зелимхана. Дескать, радуйтесь русские...

Верно, верно. А в 1944 г. взяли и образовали Грозненскую область. С полным отсутствием вайнахов.
И вновь путаем режим ленинской гвардии (вкупе с троцкистами и бухаринцами) со сталинским режимом.

"Какая рабская зависимость в начале 20 века?"
Сударь, я про историю РИ в целом! А именно про то, что формой самоорганизации народа ее считать рискованно. Про 20 в. - Ваше передергивание. Но и капиталистические отношения в этом плане были не сильно лучше.

"И надо ли сейчас устроить кровавую баню Германии на том основании, что там когда-то проходили крестьянские войны?"
А это к чему? Речь идет о РИ 17-20 вв. и о господствовавших в ней социально-экономических отношениях. Хотя не спорю, нынешние ФРГ и Австрия являются плодом внешней, американской организации.

"Разве Вы не ощущаете неадекватность своих суждений, продиктованных ненавистью к истории своей страны?"
Ощущаю, но обратное. Ненависть к истории собственной страны я поставил бы в вину Вам. Сам названного чувства к истории я не питаю.

"Если о миллионах уморенных голодом, то читайте демографов"
Ладно, ознакомлюсь. Если дадите ссылки, будет вообще шикарно. Вас тоже, в свою очередь, прошу ознакомиться с приведенным выше. Кстати, а на Курганова ссылаться будете?

"Для Вас это открытие?"
Пока нет. Станет открытием, когда увижу подтверждения.

"И ради Бога, не мусорите ссылками на публицистику спецназа, пользуйтесь исследователями ученых-специалистов"
Так я привожу не просто публицистику, а несущую достаточное количество ссылок и цитат.

Кстати, как там с Грозненской областью как примером "обязательной русофобии большевиков"?

>Сударь, я про историю РИ в целом!

Как Вас клинит-то. Разговор ведь о идет о начале 20-го века.

>"И надо ли сейчас устроить кровавую баню Германии на том основании, что там когда-то
>проходили крестьянские войны?"
>А это к чему?

А к чему разговор о рабстве, если речь о России начала 20 века?

>Речь идет о РИ 17-20 вв.

Что с Вами? Вы постинг хозяина журнала читали? Причем здесь вообще 17 век? Попытайтесь вернуться к теме обсуждения, которая хронологически ограничивается рамками к19-н20 века.

>"Для Вас это открытие?"
>Пока нет. Станет открытием, когда увижу подтверждения.

Вы предлагаете мне провести с Вами ликбез или прочитать лекцию на тему «Идеи Троцкого по индустриализации СССР»? Давайте, как-нибудь сами. Погуглите что ли…

>Так я привожу не просто публицистику, а несущую достаточное количество ссылок и цитат.

Обращайтесь непосредственно к исследованиям, а жевание пережеванной жвачки в виде публицистических поделок до добра не доводит.

>Кстати, как там с Грозненской областью как примером "обязательной русофобии большевиков"?

И долго просуществовала грозненская область при большевиках? Она вернула жизни миллионов уничтоженных русских людей? Попытайтесь хоть как-то соизмерять масштаб явлений

"Как Вас клинит-то. Разговор ведь о идет о начале 20-го века"
Во-первых, извольте не переходить на личности. Во-вторых, Вы объявили РИ формой самоорганизации русских. Очевидно, что таковая самоорганизация (если считать это верным) произошла не в 20 в. Следовательно, это явление должно рассматриваться на всеи его историческом пути.

"А к чему разговор о рабстве, если речь о России начала 20 века?"
Хотя бы потому, что РИ 20 в. имела непрерывную преемственность с РИ 17-19 вв. А германские государства 16 в. (ладно, ладно, аморфная СРИ) никакой преемственности с ФРГ не имеют.

"Причем здесь вообще 17 век?"
Притом, что Вы объявили РИ формой самоорганизации русского народа. См. выше по комменту.

"Вы предлагаете мне провести с Вами ликбез или прочитать лекцию на тему «Идеи Троцкого по индустриализации СССР»?"
А что Вас затрудняет?

"Обращайтесь непосредственно к исследованиям, а жевание пережеванной жвачки в виде публицистических поделок до добра не доводит"
Возможно. Но возражения по существу нет.

"И долго просуществовала грозненская область при большевиках? Она вернула жизни миллионов уничтоженных русских людей? Попытайтесь хоть как-то соизмерять масштаб явлений"
До января 1957 г., когда была ликвидирована Хрущевым - лидером альянса недобитых троцкистов и мафии секретарей обкомов.
Насчет "миллионов уничтоженных русских людей" - смена темы + использование недоказанного аргумента, в итоге - демагогия.
Ответа на вопрос не получено, вопрос повторяется.

У меня нет желания комментировать Ваш безграмотный бред. Человек выросший на чтении "спецназа" без знакомства с нормальной литературой - это диагноз.

Вы добровольно взяли на себя функционал говорящего унитаза?

Ну так и каков был ответ Его Превосходительства? Забороли чеченов или отправили русских фашистов по 282-й на нерчинские рудники?
Сама по себе ситуация типична для любого режима, ибо чечены как биологический вид не меняются. Отличается лишь реакция властей. А она как раз не раскрыта.

Неправильно цари работали с туземцами

Вот если бы они обошлись с ними , как кое-кто с гуронами, апачами, ирокезами и прочими навахами, то не было бы этой проблемы в принципе.

Re: Неправильно цари работали с туземцами

Вполне правильно. От большинства некомплиментарных народцев к началу правления Николая Александровича остались одни воспоминания. Чечены - скорее досадное исключение.

  • 1