December 8th, 2010

О добыче нефти и ошибке моего оппонента

Как сказал персонаж одного из советских мультиков:
«Я, индюк, тебе не верю!
Я тебя сейчас проверю!»

Некоторое время назад один из моих оппонентов возразил мне следующим образом:
http://pyhalov.livejournal.com/16786.html?thread=341650#t341650
У Вас:
1910 — 588,4
1911 — 558,6
1912 — 569,3
1913 — 561,3

Смотрим справочник "Статистика производств, облагаемых акцизом" за 1915 год:
По бакинскому району поступило нефти с промыслов:
1910 - 586,4
1911 - 674
1912 - 695
1913 - 645,6
+
1914 - 610,8
1915 - 714,9
И это без учёта остальных нефтедобывающих районов.
В этом сборнике нет полной статистики из-за военных действий и расстройства получения информации, но Уральская область упоминается как "третья по добыче", при этом только на промысле Доссор добывалось 20 млн. пудов нефти в 1915.


Что ж, начнём проверку. Для начала заглянем в аналогичный сборник за 1913 год. Раздел про нефтяную промышленность начинается в нём с вот такой таблицы:

(1913 г. Статистика производств, облагаемых акцизом (с предварительными данными за п.1913/4 по сахарной и винокуренной промышленностям). Часть I. Текст. Пг., 1915. С.54 второй пагинации)

Как мы видим, цифры добычи нефти в России хотя и отличаются, от приведённых мной:
http://pyhalov.livejournal.com/16786.html
но отличаются незначительно, отклоняясь в разные годы как в «плюс», так и в «минус». То есть, перед нами обычная погрешность, свойственная дореволюционной статистике.

Однако в том же сборнике есть и другая таблица, озаглавленная «Обороты с сырою нефтью в заводском районе за 1904–1913 гг.»:

(Там же. С.70 второй пагинации)

Нетрудно заметить, что в графе «Поступило с промыслов» (бакинских) за 1910–1913 гг. фигурируют именно те цифры, которые приводит мой оппонент. Однако это вовсе не цифры нефтедобычи, что наглядно видно, если сравнить эту таблицу с данными из таблицы на с.54, приведённой выше.

Теперь заглянем в сборник за 1915 год. Раздел про нефтяную промышленность начинается в нём следующими словами:
Нефтяная промышленность в 1915 году
Продолжающаяся в 1915 г. война и участие в ней значительного числа служащих акцизных управлений, а также условия, создавшиеся вследствие обстоятельств военного времени в тылу, особенно на Кавказе, служат причиною отсутствия многих данных, необходимых для обычных статистических очерков положения акцизного дела в России в 1915 году.

Вследствие сего, в настоящей статье использованы лишь те данные, которые могло получить Главное Управление, причем по неимению сведений о добыче нефти в странах Европы и в Америке и за отсутствием отчета о положении акцизного дела в Закавказском крае и «Обзора Бакинских нефтепромышленников» за 1915 г., материалами каковых изданий приходилось почти исключительно пользоваться при изложении положения нефтяного дела в Бакинском районе, таблица мировой добычи нефти и некоторые главы, в которых излагалось положение нефтяного дела в Бакинском районе, в настоящем издании пришлось опустить.
(1915 г. Статистика производств, облагаемых акцизом (с предварительными данными за п.1915/6 по сахарной и винокуренной промышленностям). Часть I. Текст. Пг., 1917. С.68 второй пагинации)

Таким образом, данные по мировой нефтедобыче и добыче нефти в России в выпуске сборника за 1915 год вообще не приводятся. Зато есть таблица «Обороты с сырою нефтью в бакинском районе за последнее 10-летие»:

(Там же. С.71 второй пагинации)

Однако как мы уже видели на примере сборника за 1913 год, это вовсе не цифры нефтедобычи, как ошибочно полагает мой оппонент.

Что же касается цифр нефтедобычи после 1913 года, то они выглядели вот так:

(Война и топливо. 1914–1917 гг. М.; Л., 1930. С.94)