?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Советский транспорт для инвалидов
pyhalov
Как «известно» всем рукопожатным людям, «почти все инвалиды, пришедшие с Великой Отечественной войны, были убиты. По приказу Сталина». Утоплены в баржах. Тех же, кому не хватило места на баржах, сослали на остров Валаам.

Нерукопожатные граждане знают, что Сталин и Советская власть об инвалидах заботились:

Оригинал взят у zavodfoto в AOStory из ЖЖ: Советский транспорт для инвалидов
Оригинал взят у jurashz в Советский транспорт для инвалидов


В первые послевоенные годы у отечественных инвалидов Отечественной войны первое время не было даже инвалидных колясок. Ездили они на четырехугольном деревянном ящике с колесиками-подшипниками, отталкиваясь при этом от мостовой деревянными колодками. Однако вскоре после войны появился трицикл «Киевлянин», похожий на коляску индийского моторикши. Трицикл имел привод лишь на одно из задних колес и управлялась при помощи длинного рычага, прикрепленного к вилке вместо традиционного руля. Рычаг этот был немного смещен относительно продольной оси экипажа, чтобы не сильно мешать при езде, имел мотоциклетную ручку газа и качался вверх-вниз, что позволяло выключать сцепление. Кроме того, там располагалась кривая «заводилка», как у патефона, с цепной передачей на мотор. Двигатель «Киевлянина» имел рабочий объем всего-навсего 98 кубических сантиметров и при 4000 оборотах в минуту развивал мощность в 2,3 л.с. Мощности этой хватало лишь на то, чтобы по ровной хорошей дороге доехать до магазина.

авто, СССР, история

авто, СССР, история

Первой же «инвалидкой» с закрытым кузовом стал трехколесный автомобиль С-1л, впервые сошедший с конвейера Серпуховского мотоциклетного завода в 1952 году. С-1л при всех своих недостатках обеспечивал защиту от непогоды и некоторый комфорт, поскольку имел металлический кузов с дверями и складывающуюся брезентовую крышу. Комфорт, конечно, был относительным, потому как в салоне отсутствовал отопитель, а от треска двухтактного двигателя объемом 125 куб. см, взятого от мотоцикла "Москва", закладывало уши. Мотоколяска имела руль мотоциклетного типа и независимую пружинную подвеску задних колес на поперечных рычагах. Каркас кузова был сварен из труб и обтянут металлом. Слабенького четырехсильного моторчика с трудом хватало на то, чтобы привести в движение машину весом 275 кг. Скорость же не превышала 30 км/ч. Поэтому в 1956 году двигатель заменили на более мощный – от мотоцикла Иж-56, развивавший 7,5 л.с. Это позволило увеличить скорость до 55 км/ч.

авто, СССР, история
авто, СССР, история
авто, СССР, история

В 1958 году в КБ Горьковского автозавода был спроектирован экспериментальный автомобиль ГАЗ-18. Это был двухместный малолитражный автомобиль с ручным управлением.

авто, СССР, история
авто, СССР, история

Двухцилиндровый двигатель объемом 0,5 л представлял собой «половинку» мотора «Москвич-402». Но самое интересное в конструкции ГАЗ-18 – автоматическая КПП с гидротрансформатором, точно такая, как на представительском ЗИМе и на первых 21-х «Волгах». Она позволяла обойтись без педали сцепления, существенно упрощая управление автомобилем, что для инвалидов особенно важно. Мотор и КПП разместились в задней части машины, а спереди – небольшой багажник и бензобак. В соответствии с назначением автомобиля доступ к двигателю и его системам обеспечивался как снаружи, так и с места водителя. Для этого нужно было лишь откинуть спинку пассажирского сиденья. Подвеска колес – независимая, торсионная. Размеры дверных проемов и внутреннего пространства цельнометаллического кузова, а также регулируемое сиденье обеспечивали удобную посадку. Однако партия и правительство посчитали, что предоставлять такое транспортное средство для тех, кто потерял ноги при защите родины, будет слишком обременительным для народного хозяйства, и в серию ГАЗ-18 не запустили. Конструкторы же Серпуховского завода в это время и не думали сидеть, сложа руки. Переосмысление не очень удачной конструкции С-1л привело к созданию первой классической «инвалидки». Ею стала знаменитая С3А (эс-три-а, а не эс-зэ-а). По своей конструкции она очень напоминала Citroёn 2CV, о котором мы рассказывали год назад. Однако если французы охотно покупали своего «гадкого утенка» и ничуть его не стыдились, то в отнюдь не избалованном автомобилями СССР эту «инвалидку» и за автомобиль-то не считали. Называли ее термином «мотоколяска», и выдавали жёлтые мотоциклетные номера.

авто, СССР, история

Последние из этих желтых номеров заменили на черные в 1965 году. Сразу после своего появления С3Д стала героем анекдотов, а Леонид Гайдай даже снял ее в фильме «Операция Ы». Кстати, небольшая масса мотоколяски позволяла Моргунову в одиночку передвигать ее по съемочной площадке.

авто, СССР, история
авто, СССР, история

Концептуально машина получилась довольно прогрессивной. Впервые в истории отечественного автомобилестроения были применены ручное рулевое управление, независимая подвеска всех колес и заднее расположение силового агрегата. Отсутствие мотора спереди и плоский, благодаря компактной, типично фольксвагеновской торсионной подвеске, передний мост оставляли достаточно пространства, чтобы полностью вытянуть ноги. Это было удобно для тех, у кого они не сгибались. Тормоз был только ручной, механический. На двигателе стоял электростартер, но, на всякий случай, в салоне был рычаг, с помощью которого также можно было завести мотор. Задний мост имел приводимый цепью дифференциал с реверсом, позволявшим получать по четыре передачи как вперед, так и назад. На мотоколяску поставили двигатель от мотоцикла Иж-Планета. При диаметре цилиндра в 72 миллиметра и ходе поршня в 85 его рабочий объем составлял 346 куб. см. При 3400 оборотах в минуту он выдавал 10 лошадиных сил (у Citroёn 2CV сперва было 9, а в те времена стало 12 при объеме двигателя в 375 куб. см). Степень сжатия была для тех времен довольно высокой – шесть единиц, но на 66-м бензине двигатель всё-таки работал, поскольку повышению детонационной стойкости способствовало добавление в горючее моторного масла – двигатель-то был двухтактный .ограничивалась шестьюдесятью километрами в час, а от 0 до 40 С3Д разгонялась за 18 секунд. Расход топлива составлял 4,5 литра на сто километров. Длина автомобиля составляла 2625 мм, а ширина – 1315. Маневренность автомобильчика была непревзойденной, а схема управления позволяла управлять им одной рукой. Из-за обилия ручного труда и 75 погонных метров дорогих хромонсиловых труб в конструкции себестоимость С3А была выше, чем у выпускавшегося в то время 407-го Москвича. Последующие модернизации привнесли упругие резиновые муфты на задние полуоси и телескопические амортизаторы вместо фрикционных. аксимальная скорость ограничивалась шестьюдесятью километрами в час, а от 0 до 40 С3Д разгонялась за 18 секунд. Расход топлива составлял 4,5 литра на сто километров. Длина автомобиля составляла 2625 мм, а ширина – 1315. Маневренность автомобильчика была непревзойденной, а схема управления позволяла управлять им одной рукой. Из-за обилия ручного труда и 75 погонных метров дорогих хромонсиловых труб в конструкции себестоимость С3А была выше, чем у выпускавшегося в то время 407-го Москвича. Последующие модернизации привнесли упругие резиновые муфты на задние полуоси и телескопические амортизаторы вместо фрикционных.

авто, СССР, история

Мотоколяски С3А бесплатно распространялись через органы соцобеспечения среди инвалидов. Bыдавались они собесами на oпределённое время, пoсле которого инвалид был обязан сдать мотокoляску в сoбес и пoлyчить нoвую. В 1970 году появилась новая мотоколяска С3Д, и всех инвалидов стали пересаживать на нее. Именно поэтому мотоколясок С3А сохранилось чрезвычайно мало.

авто, СССР, история
авто, СССР, история

Больше запомнилась, конечно, С3Д. Кузов ее был рубленно-угловатым и совершенно не радовал глаз.Правда, бóльшая площадь остекления повысила обзорность. Длина увеличилась до 2595 мм, ширина - до 1380. Масса возросла с 350 до 454 кг. Упростилось изготовление нового несущего кузова, но при этом он стал тяжелее, заметно ухудшилась его обтекаемость. Несмотря на повысившуюся до 18 л.с. мощность старого ижевского мотора, максимальная скорость увеличилась ненамного – до 70 км/ч. Появились гидравлические, с ручным приводом, с тормоза на все колеса и торсионная задняя подвеска на продольных рычагах. Возросла комфортность салона, получившего бензиновый отопитель и утратившего складной верх. Последние 300 экземпляров С3Д покинули Серпуховской завод осенью 1997 года. С тех пор инвалидам выдают только «Оку», но это уже другая история.

Источник




  • 1
Мой дед. Его война закончилась 24 августа 1943 года в "населенном пункте Волково". Был выписан из госпиталя 4 марта 1944 года и вернулся домой без руки и ноги инвалидом I группы.
Поступил работать на оборонное предприятие "Завод №122", был протезирован. Женился. Потом родилась моя мать. Деду предлагали мотоколяску, а потом "Запорожец", но он оба раза отказывался...
Были и те, кто не смог социализироваться, а также те, кто в силу ранений не мог себя прокормить и кого прокормить было некому. Они, наверное, были распределены в интернаты. Впрочем, при нонешнем капитализме таких куда более "гуманно" не трогают, оставляя побираться по вагонам или умирать на улице.

аа, это с вами мы кажется говорили о "большом товароведческом словаре" (томов штук 8 или 10, начал издаваться в 1956, содержит практически всю номенклатуру потребительских товаров в СССР того времени)

Я до него добрался, могу делать любые сканы.
Ввот пример информации (без таблиц и картинок):
http://emdrone.livejournal.com/241724.html
В комментариях ссылка на сайт со сканами картинок из него (и обрывками статей)
Или вот, обобщающая информация:
http://emdrone.livejournal.com/242127.html

Если вас интересуют конкретные темы, дайте знать. Он у меня не в комнате, надо ехать в другое место, но могу вам разумное количество страниц оттуда дать.
Если вы мне покажете, куда их на Интернете подгрузить.

мм.. нет, на самом деле по ссылке довольно много из него накопировали - потому пользуйтесь.

Игнорируйте их "копирайт" - они поставили его на открытую информацию, т.е. воровски. Никаким копирайтом на тексты и изображения они, разумеется, не владеют - это взято напрямую из издания 1956-.. годов, т.е. лежит вне копирайта.
То же самое относится к информации взятой ими из других источников - они в свободном внекопирайтном доступе просто в силу своего возраста.

URL: www.mintorgmuseum.ru/vocabulary/

Edited at 2013-05-02 08:07 pm (UTC)

Для начала хорошо бы просто содержание с полным списком товарной продукции. Это уже будет большое достижение

А, или на эту тему мы говорили с вами?

Трудно, потому что там от 8 до 10 томов и список статей просто покрывает ВСЁ.

Можно попробовать отсканировать поисковый "индекс" - это будет страниц 20-30 возможно, В КАЖДОМ ТОМЕ - и я не помню, но по логике это не один общий индекс.

Т.е. количество материала уже оказывается преградой. Потому я и спрашиваю о "темах" - практически что угодно из бытовых товаров в СССР, это определить легче.


Подумаю.Продукты и бытовая техника, автомобили так или иначе из других источников известны.

А вот например мебель? Предметы интерьера. для дома? Ассортимент тканей?

хотя бы это)))

Если мой заказ слишком большой, то:

ткани для женской одежды и мебель

В стремлении непременно обгадить советскую власть уроды дважды подряд скопипастили описание С3А.

"Инвалидки" эти , конечно, уникальная дрянь. Но хохма заключается в том, чо после войны в Европе выпускали целую кучу похожей мотодряни вроде "мессершмиттов" и т.п. Выпускали эту технику для вполне обычных граждан. Продавали за деньги... У нас эти "мотонасекомые" ассоциируются лишь с инвалидами. В Европе такой ситуации нет- телеги как телеги:"да, двигло от мотоцикла, ну а что вы хотели за такие деньги!?"...
П.С. В Англии ваще выпускалась якая-то мотоколяска которая была меньше СЗА в раза два. Предназначалась для одного человека, притом не самой крупной комплекции.

Вспомнился "Мистер Бин", там сосед главгероя и его злейший враг на чём-то таком рассекает.

Для меня всегда было загадкой как они там помещаются?...Даже Мистер Бин...

По Саратовской области военных пенсионеров-инвалидов было:

На 1 января 1939 г.:

империалистической войны — 412 и еще 293 члена семьи умерших инвалидов,
гражданской войны — 506 и еще 1653 членов семей умерших инвалидов.

Всего 3 144.

На 1 января 1946 г. пенсии получали 28 838 инвалидов всех войн и еще 1 066 членов семей умерших инвалидов. Всего 29 904.

Средняя пенсия инвалида войны В Саратовской области в начале 1946 г. составляла 122 рубля на фоне средней зарплаты 1945 г. по народному хозяйству СССР в 442 рубля. Это примерно как сегодня пенсия размером 7 303 руб. на фоне средней зарплаты по РФ в марте 2012 г. в 26 440 руб.

Проверьте текст после слов "двигатель-то был двухтактный", там лакуны и дубли.

Так и не поправили. :(

  • 1