?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
«Какая чудная игра»
pyhalov
Многие видели фильм Петра Тодоровского «Какая чудная игра». Его часто показывают по телевизору. Фильм снят в 1995 году. В «угар ельцинизма», так сказать. Кто не видел, сюжет вкратце таков. Группа студентов-лоботрясов дурачит сокурсников примитивным трюком: один прячется в шкафу и при помощи микрофона, подключённого к радиоприемнику, имитирует голос диктора. Для розыгрыша выбирался какой-нибудь лох, у которого рыльце в пушку. И именно о его «отдельных недостатках» начинало вещать радио. А на дворе «Сталин, Берия, ГУЛАГ». Несчастные жертвы иногда даже теряли сознание. Наконец, радио-хулиганы дошутились до того, что объявили по своему прибору, собрав в комнате как можно больше студентов, о полном и безоговорочном снижении цен с 1 апреля 1951 года, особенно на винно-водочные изделия, табак и крепдешин. Услышав эти новости, объявленные голосом Левитана, радостные студенты разбежались по посёлку с криком: «Да здравствует товарищ Сталин». МГБ отреагировало немедленно. И тут начинается уже несмешное. Режиссёр Тодоровский со смаком приканчивает всех шутников вместе с подругами и домашними животными в подвалах Лубянки. Зрители в ужасе. Дети не жившие в «Великую Эпоху» получают кодированное негативное впечатление о славных послевоенных годах. Задание CIA выполнено на отлично. Довольный режиссёр запихивает в карманы техасских штанов пачки засаленных долларов.

На самом деле фильм — практически пересказ реальной истории, случившейся с артистом Николаем Рыбниковым. Всё, что происходит в фильме, абсолютная правда. Кроме трагического финала. Когда МГБ повязало шутников, трюк с микрофоном в шкафу и радио вызвал у бериевских соколов приступ здорового смеха. На Лубянке даже стали подумывать, не применить ли что-либо подобное в оперативно-следственной практике. Студентов пожурили: «На водку в 7 раз, эко загнули», и отпустили. Институтское начальство исключило шутников из комсомола (впоследствии восстановлены), а главного «героя» Николая Рыбникова отчислили из ВГИКа. Но за артиста вступились, и он был оставлен в стенах института. Он потом сыграл в таких фильмах как «Садко», «Тревожная молодость», «Весна на Заречной улице», «Девчата», «Высота», «Освобождение». Так что в МГБ знали, кого расстреливать, а кого нет.

Опубликовано: «Лимонка», № 146, июнь 2000. С.4. Кто автор текста, не знаю.

А теперь специально для тех, кто сейчас взовьётся с воплем «О мертвых либо хорошо, либо ничего!»

http://users.livejournal.com/_darkus_/465268.html

Интересная обывательская мифологема, которая очень распространена в народе, звучит так — о мёртвых либо хорошо, либо никак. Мифологема эта достаётся из запасников во времена, когда преставится какой-нибудь негодяй, который много кровушки попил у народа во время своей жизни. Ну и вот сторонники негодяя первыми заводят эту шарманку: «Соблюдайте пиетет, о мёртвых либо хорошо, либо никак». А позже и все остальные подхватывают. В конечном итоге всё переходит к тому, что умерший становится задним числом очень даже и неплохим человеком, хотя при жизни его готовы были собственноручно растерзать 99 % населения.

Ну, стоит напомнить про время и место возникновения рассматриваемой мифологемы, хотя наверняка большинство читателей об этом прекрасно знают. Фразу «De mortius aut bene, aut nihil» произносили в Древнем Риме ещё во времена язычества. Тогда в этой социо-культурной среде было широко распространено поклонение пенатам, то бишь духам-хранителям домашнего очага. Эти духи были воплощением всех ушедших ранее предков семьи — мужчин и женщин, а потому и пенатов было двое (можно тут вспомнить про фильм «Гладиатор» — там главный герой в минуты отчаяния доставал из кармана двух куколок и общался с ними; вот это они и есть). Само собой, что поминать злым словом ушедших предков было более чем безрассудно — пенаты всё слышали, всё знали. Но речь идёт о своих предках, своих мёртвых. Их-то и нельзя было поминать нехорошим словом. Про чужих ничего не говорилось. И римляне не скупились на бранные слова для ушедших из мира сильных оного, особенно в случаях всеобщей нелюбви (что говорить, и в те давние времена были особенные мерзавцы).

На Руси также был силён культ предков, а потому фраза вполне прижилась в нашей культуре. Но через некоторое время изначальный особый смысл про своих предков был позабыт, а вкупе с навязывавшимися всепрощением и всеобщей любовью мифологема стала распространяться на произвольных людей. И опять же варилась-варилась мифологема в головах у людей и в массовом сознании, и в конечном итоге мы имеем то, что имеем сегодня.

Впрочем, ничего особо нехорошего в этой мифологеме нет. У Русских всегда было особое отношение к таинству смерти, в пример всяким европейцам, которые на казни сходились как на публичные представления. Так что бороться с ней смысла нет. Бороться надо с иным, а именно с проявлениями двойных стандартов в этом вопросе. Ну и во-вторых, необходимо объективно подходить к оценке деятельности публичных лиц, ибо их публичность при жизни даёт возможность обсуждать их деяния — сами выбрали эту стезю. Замалчивание проблем, а не всестороннее обсуждение их, — это позиция страуса, которая никогда не ведёт к выигрышу, но всегда к проигрышу.

Возвращаясь к двойным стандартам. Можно привести десятки примеров, когда либерально-мыслящая интеллигенция и всякие «антифашисты» после смерти своих недругов выливает в открытый доступ тонны помоев, вероятно, считая, что преставившиеся — не люди, а потому никаких морально-этических принципов в отношении их быть не может. В то же время они же стенают и плачут, вопят и блеют как раз рассматриваемой фразой на тихие попытки объективно изучить то, чем умерший из их стана занимался при жизни, какие мерзости совершал и совершил. Ещё и вспомнят про «пляски на могилах», хотя сами вытворяют не то, что пляски — хороводы водят. Поэтому не стоит удивляться, что к этим товарищам такое отношение. Сами заслужили.


  • 1
Большая ошибка повторять чужие ошибки. Это обрезанная фраза. Первоначально звучало: "О мертвых либо хорошо, либо ничего кроме правды".
Согласитесь, смысл меняется.

Да уж, гэбня свирепствовала.

В отношении мертвых, уверен, наши дорогие либеральные друзья должны бы посоветовать брать пример с цивилизованных народов. Например цивилизованные англичане. Чем не пример? Две недели бурно праздновали смерть одной бабульки.
Но молчат отчего то.

Про христианские традиции русского народа ни слова. Приплели каких-то римлян, а слона-то и не заметил!

Какие христианские традиции русского народа? Что за тупость? Нет их, это иф и бахвальство, ложь, самообман и предательство!

Почему Гозман может срать на фронтовиков?
Почему ему нельзя ,а другим можно?
Спросит бы Ульяну Скобейду.

Вообще-то, Скобейда категорически против тех, кто срет на фронтовиков.
Макатину не понятны очевидные вещи?
http://www.youtube.com/v/nsc9b9Z10oc&hl=en_US&fs=1&

C иезуитким постулатом "о мертвых или ничего, или хорошо" столкнулась, когда на нашем проффоруме начались стенания по поводу смерти "великой певицы" и "великого гражданина" Галины Вишневской.
Написала все, что думаю о самонареченной примадонне с весьма средними голосовыми данными, ее гнусной книге - клевете на родную страну. Весьма были недовольны те, кто и в опере не разбирается и историю СССР учил по книжке "Галина")))

Муж и жена - одна сатана ) Всегда не смеюсь даже, а ржу, видя хронику, где Ростропович бегает с автоматом. Вот уж точно корова под седлом.

еще более позорный фильм "Сделано в СССР" http://www.kinopoisk.ru/film/43640/

там снялись Джигараханян и Куравлев...

В фильме «Сделано в СССР» обычная средняя школа превращается в обычную модель тоталитарного государства. Тривиальная история с таинственной кражей видеомагнитофона оборачивается гротескным и мрачным фарсом, когда временно исполняющий обязанности директора персонаж Армена Джигарханяна мозолистой диктаторской рукой терроризирует учащихся и учителей. И вот уже юные «патриоты» карают сверстников-«диссидентов», вступая в ряды «пионер-югенда». А обычная школьная лаборатория превращается в место для пыток…

Сейчас глазам своим не поверил - а ведь он вышел в 1990 ! Т.е. такое снимали еще до развала страны!

///Т.е. такое снимали еще до развала страны!///
А вы посмотрите фильм "Кубанские казаки",тоже снят до развала страны и тоже можно не верить глазам своим.
Это мы,Господи.

кто это дает интервью??

Игорь, ты абсолютно прав: фильмы Тодоровского примитивные и глупые. К сожалению, у нас обсуждение известных людей начинается только после их смерти. Что ж, приходится говорить правду сейчас. Лучше поздно, чем никогда...

///Что ж, приходится говорить правду сейчас.///
А почему бы не сказать правду раньше?Кто то запрещал в Интернете это делать?
Вот предложите какого нибудь режиссёра,бывшего советского,который клевещет на СССР,на обсуждение.
Так просто.

Среди друзей я говорил то же и раньше. Естественно, не только про Тодоровского. Просто сейчас обсуждение идёт на всю страну в Яндексе. Поэтому это можно сказать сейчас "громко". Не думайте, пожалуйста, что я боялся его при жизни, а сейчас готов пнуть мёртвого "льва"... Просто ненавижу конъюнктурщиков типа этого Тодоровского. Понюхал воздух, снял "Верность", понюхал воздух, снял "Интердевочку". Навскидку обсуждать режиссёров-конъюнктурщиков не хочу. Их достаточно много. Есть и клеветники по убеждению (но их видно сразу), есть и правдорубы, а конъюнктурщиков ненавижу.

Ваш профайл недоступен,но судя по каменту вы имеете какое то отношение к миру кино,поэтому вашему мнению можно доверять.

А лучше и не смотреть наше кино.Нах, тока нервы себе трепать.

  • 1