Игорь Пыхалов (pyhalov) wrote,
Игорь Пыхалов
pyhalov

Categories:

Фальсификатор пойман с поличным

http://pyhalov.livejournal.com/21562.html?thread=787258#t787258
Русский историк Олег Анатольевич Платонов приводит несколько иные цифры:
"Весьма показательными для понимания жизненного уровня русских людей в царствование Николая II является потребление мяса и мясных продуктов, возросшее примерно в 2 раза и составившее в 1913 году в среднем 70,4 кг. в год на человека (в США - 71,8). Еще более высоким потребление мяса было в городах - в среднем 88 кг. на душу населения, при этом в Москве - 87, в Петербурге - 94, во Владимире и Вологде - 107, в Воронеже - 147. Еще больше мяса потреблялось в городах Сибири и Дальнего Востока [1]".

[1] США: экономика, идеология, политика. 1988, 12. с. 13–17. Цит. по: Платонов, О. А. Покушение на русское царство. - М.: Изд-во Алгоритм, 2005. - 544 с. - с. 43–44.
Не обладаю доступом к этому журналу. Может, кто проверит: что за публикация там была в 1988 г. и откуда такие цифры.


Докладываю результаты проверки.

В первую очередь должен сказать, что О.А. Платонов эти цифры не выдумал, а действительно взял из указанного источника. В упрёк ему можно поставить лишь неточное оформление ссылки (не указан автор и название статьи, перепутано название журнала), а также некритическое отношение к цитируемым данным.

Итак, по приведённой Платоновым ссылке обнаружилась статья:
Зайченко А.С. США — СССР: личное потребление (некоторые сопоставления) // США. Экономика, политика, идеология. 1988. №12. С.12–22.

Если я ничего не путаю, автором статьи является вот этот персонаж

Статья завывательная, посвящена обличению СССР, содержит многочисленные передержки и прямую ложь.

Платонов берёт из неё вот эти фрагменты:

С.16:


С.17:


Обратите внимание: в обоих случаях цифры по мясу взяты из одного и того же источника: Статистические материалы по вопросу о потреблении мяса в Российской Империи в 1913 году. Пг., 1915, который, кстати, я и разбираю вот здесь: http://pyhalov.livejournal.com/21562.html
Но при этом на с.16 указано потребление 70,4 кг (для городских жителей), а на с.17 — 88 кг (в городах). Очевидно, что как минимум в одном из этих случаев автор врёт.

Действительно, согласно «Статистическим материалам...» (осторожно, таблица большого объёма), потребление мяса в губернских центрах и городах с населением свыше 50 тысяч жителей в 1913 году составило 4,3 пуда или 70,4 кг на душу населения. Но при этом, согласно тому же источнику, в целом по Империи потребление мяса составляло 0,7 пуда или 11,5 кг на душу населения. Как я уже говорил, эта цифра (в отличие от потребления в городах) является заниженной. Если верить данным из 3-го издания БСЭ, с которыми как дурень с писаной торбой носится faf2000, это потребление составляло 31–32 кг на душу населения. Урланис даёт цифру среднедушевого потребления мяса в 1913 году 29 кг, включая сало, птицу и субпродукты (Народонаселение стран мира. Справочник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. Б.Ц. Урланиса. М., 1978. С.525).

Таким образом, заменив цифру потребления мяса в среднем по Российской Империи цифрой потребления в городах, Зайченко нехило передёрнул — больше, чем в два раза. Что же касается цифры для городов в 88 кг (с.17), то она просто высосана из пальца.

Остаётся посмотреть, сколько на самом деле потреблялось мяса в перечисленных Зайченко городах:
Владимир — 5,2 пуда или 85,2 кг (а не 107,5 кг, как пишет Зайченко)
Вологда — 6,5 пуда или 106,5 кг (а не 107,5 кг)
Воронеж — 7,2 пуда или 117,9 кг (а не 147,7 кг)
Москва — 4,2 пуда или 68,8 кг (а не 87 кг)
Петербург — 4,6 пуда или 75,3 кг (а не 94 кг).

Как мы видим, все цифры Зайченко не соответствуют указанному им источнику. При этом, за исключением Вологды, все они весьма сильно завышены.

Итак, 22 года спустя фальсификатор пойман с поличным. На всякий случай ещё раз повторю — фальсификатором является Зайченко. Платонов же, судя по всему, добросовестно заблуждался.

В качестве бонуса для читателей — среднедушевое потребление мяса в 1913 году в некоторых городах Российской Империи (в пудах, 1 пуд = 16,38 кг):


Гродно — 7,9
Брест-Литовск — 5,3
Калиш — 7,7
Калуга — 5,7
Митава — 9,0
Либава — 9,9
Рига — 7,1
Минск — 5,4
Нижний Новгород — 5,3
Новгород — 6,5
Оренбург — 9,0
Пермь — 9,6
Екатеринбург — 5,7
Псков и Печоры — 10,1
Рязань — 6,4
Смоленск — 6,8
Тамбов — 5,7
Козлов — 9,4
Тверь — 7,3
Тула — 9,6
Ревель — 10,2
Баку — 5,4
Екатеринодар — 5,4
Омск — 2,6
Благовещенск — 4,2
Красноярск — 4,8
Чита — 4,2
Иркутск — 8,2
Владивосток — 4,0
Никольск-Усс.[урийский] — 5,2
Хабаровск — 5,7
Тобольск — 5,0
Томск — 5,3
Барнаул — 8,8
Ново-Николаев.[ск] — 12,7
Якутск — 7,4
Tags: потерянная Россия, сельское хозяйство, фальсификация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 116 comments