Олег Басилашвили: «Я лично наблюдал, какую ненависть испытывали к Ельцину коммунисты»
Олег Басилашвили, народный артист СССР, лауреат Государственной премии
Мое отношение к Борису Николаевичу всем известно — оно положительное, даже восторженное. Да, он совершил ряд ошибок - а кто бы их не совершил? Такой ошибкой стало начало чеченской войны, но эту ошибку он сумел все-таки преодолеть, пойдя на «позорный», как считали наши генералы, мир. Кровь перестала литься, но для них это было не главное.
Он ввел институт частной собственности, свободу торговли, свободу слова, он поощрил создание самых разных партий, больших и маленьких, которые имели прямой доступ к телевидению и другим СМИ. Это все сделал Борис Николаевич Ельцин. Самое главное — он начал реформы. Началась экономическая реформа, исчез тот дефицит, к которому привыкли советские люди.
Проблема в том, что эти реформы нужно было продолжать. Они должны были коснуться милиции, министерства внутренних дел и так далее. То, что сейчас у нас процветает бандитизм, коррупция, связано с тем, что эти реформы были остановлены, не доведены до конца.
Я лично наблюдал, какую ненависть испытывали к нему коммунисты... Помню день, когда у Бориса Николаевича умерла мать. В этот день он был на заседании съезда, и люди накинулись на него, как шавки. Я своими глазами увидел, как все эта подлая свора боролась против него.
Я бы сравнил начало реформ с прыжком через пропасть Как раз в момент, когда он пришел к власти, наша страна подошла к пропасти. «Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?» Мы были у этой бездны, и реформы, которые он начал — это попытки перепрыгнуть через пропасть. А что случается, если птицу подстрелят над пропастью? Она летит вниз. Это и произошло с нами.
Необходимо идти по пути реформ, пытаясь избежать ошибок. Я знал одного экономиста, которому предлагали возглавить правительство. Он ответил, что не может это сделать, потому что не видит условий для своей работы. Ельцин взял на себя ответственность за нас, и его реформы многое изменили, уровень жизни поднялся. Если бы не война...
Кто мог еще из наших правителей сказать фразу: « Мне нужны в команде люди моложе и умнее, чем я»?
У Ельцина замечательная супруга. Я с ней знаком — это умный, интеллигентный, добрый человек, ей удавалась держать в руках такого «необузданного» мужа и сохранять семью, а это такой тыл для политика!
Если говорить о нем как о человеке, то могу сказать о его необыкновенной доброте. Когда заболел мой коллега, артист Михаил Данилов, выяснилось, что нужна операция и реабилитация в Америке. У Ельцина выходила книга в Англии, и он, услышав от меня об этой беде, договорился, чтобы гонорар перевели прямо в клинику. И Данилову было подарено еще несколько лет жизни... Так же он помог дочке никому не известной актрисы. Люди тянулись к нему. Он отличался добротой и желанием сделать жизнь людей лучше.
В сравнении с Горбачевым, который со всеми был «на ты» и разговаривал с людьми матом, Ельцин при мне не употребил ни одного бранного, нецензурного слова. Он всех называл «на вы» и по имени отчеству.
Это первый человек в России за долгие века, который, сделав гигантский шаг вперед, сам подал в отставку. Уверен, что этому человеку когда-нибудь будет поставлен памятник не только в Екатеринбурге.