http://pyhalov.livejournal.com/10455.html
а также гимназистов и реалистов:
http://pyhalov.livejournal.com/20293.html
Выяснилось, что для мальчиков и юношей из крестьянских, казачьих и рабочих семей шансы получить среднее и, тем более, высшее образование были в десятки и сотни раз меньше, чем для отпрысков благородных сословий. Теперь посмотрим, как обстояли дела у девочек.
На 1 января 1914 года в женских гимназиях и прогимназиях Российской империи училось 323577 гимназисток. Из них:
потомственных дворянок, дочерей личных дворян и чиновников — 69842
из духовного звания — 15598
дочерей почётных граждан и купцов — 30521
дочерей мещан и цеховых — 114005
казачек — 6126
крестьянок — 76423
иностранок — 2418
прочих — 8644
(Всеподданнейший отчёт министра народного просвещения за 1913 год. Пг., 1916. С.129 второй пагинации)
Таким образом, на 100000 дворян приходилось 3774,66 гимназисток,
на 100000 духовенства — 2648,46
на 100000 купцов и почётных граждан — 4889,81
на 100000 мещан и цеховых — 851,65
на 100000 казаков — 209,16
на 100000 крестьян — 78,87
Как мы видим, для девочек, которым не посчастливилось родиться в семье дворянина, священника или купца, шансы стать гимназистками были в разы, а для крестьянских дочерей — в десятки раз меньше.
Разумеется, социальное неравенство тут совершенно не причём. Просто дети дворян, священников и купцов были очень умными, составляя «элитный генофонд нации», а дети рабочих и крестьян — тупым и завистливым быдлом.