Игорь Пыхалов (pyhalov) wrote,
Игорь Пыхалов
pyhalov

Categories:

Для нас он героем не является

http://www.nakanune.ru/articles/111809

Игорь Пыхалов - про облитого краской Маннергейма: Для нашей страны он героем не является

На сайте Кремля появилось подтверждение, что его славят именно как генерала финской армии


В Санкт-Петербурге памятную доску Маннергейма облили краской. Это неудивительно, потому что фактически эта установка таблички в его честь - просто плевок в душу большинству жителей нашего города, которые помнят жертвы блокады.

В этой блокаде Маннергейм и возглавляемая им финская армия принимали самое активное участие. Возможно, раз нет других способов выразить протест против этой доски, то группа каких-то оставшихся неизвестными граждан решила сделать это таким образом. Конечно, это метод нецивилизованный, но разве остается другое?

Прославление Маннергейма и людей, ему подобных, надо останавливать. Доводы в его пользу - все они несостоятельны. Сказано, что это доска генерал-лейтенанту русской армии - так же можно вывесить доску тоже генерал-лейтенанту, но Красной Армии - генералу Власову, потому что он тоже до какого-то момента был генералом Красной Армии, причем служил достаточно неплохо? Такой подход не выдерживает никакой критики.

Кстати, если посмотреть на официальный сайт Кремля, то там написано, что в графике мероприятий Сергея Иванова на 16 июня стоит не открытие доски Маннергейму как генералу русской армии, а открытие доски Маннергейму как главнокомандующему финской армии. То есть у нас его совершенно четко чтят как полководца государства Финляндия, которая в тот момент воевала против нашей страны. Боюсь, это связано с какими-то недостойными и унизительными для нашей страны политическими играми.



Да, фашистом он не был, Финляндия была государством, по большому счету, националистическим и враждебным нашей стране, но не фашистским. Но другое дело, что финны были союзниками гитлеровской Германии - и вот в этом качестве они соучаствовали в блокаде нашего города, а значит, ответственны за результат этой блокады. Если подходить с точки зрения формальной - как известно, у нас преступником человека можно назвать по решению суда - то Маннергейм под судом не был и преступником не является. Но дело в том, что наши антисоветчики очень любят в своей риторике употреблять слова типа "сталинские преступления", "преступления большевизма" и прочие, хотя никаких судов не было. Поэтому если подходить с такой позиции – конечно, Маннергейм был преступником. Ну а то, что его не привлекли к суду, это было проявление тогдашней нашей высокой политики, потому что Сталину нужно было вывести из войны Финляндию, причем с наименьшими усилиями и жертвами с нашей стороны. И поэтому, когда Маннергейм согласился на то, чтобы заключить с нами перемирие, в обмен на это его не стали привлекать к ответственности.

А сейчас мы видим такую манипуляцию – дескать, Сталин его не привлек к ответственности и, более того, признал как главу Финляндии тогда. Следовательно, он невиновен, и ему можно ставить доску. Но одно дело, когда человек совершил преступление, но его амнистировали или не стали привлекать к ответственности по той или иной причине, грубо говоря, его "простили и помиловали", другое дело - когда человек является заслуженным деятелем, и его нужно славить. Между этими двумя мнениями - большой зазор. И поэтому то, что Маннергейма в 1944 г. простили и помиловали, не значит, что сейчас, в 2016 г., ему надо ставить доску.

Подавляющее большинство тех, с кем я общаюсь, установкой этой таблички возмущены. Больше всего возмущает то, что такого рода решение, явно неоднозначное и затрагивающее интересы нашего города, принимается совершенно непонятным закулисным образом. Если бы не поднялась эта шумиха в 10-х числах июня, то мы бы узнали об этой доске уже постфактум после установки. Не было никакого обсуждения, дискуссии. Не было опрошено мнение горожан. Это попытка именно навязать свою точку зрения. Причем эта точка зрения для большинства неприемлема.

Все дело в том, что фактически Маннергейм сейчас некоторыми нашими согражданами выдвигается как символ белой идеи. Потому что он воевал вместе с белыми против красных, причем воевал достаточно успешно, потому что ему в Финляндии красных удалось подавить. Как известно, в Финляндии гражданская война закончилась победой белых. Но эти люди, которые славят Маннергейма, совершенно забывают, что войска под его командованием убивали русских, нападали на гарнизоны еще русской армии, которые стояли в Финляндии, а когда после победы белые войска, войска белофиннов, взяли Выборг - там была устроена резня русского населения, причем без различия политических взглядов, там убивали людей просто за то, что они русские.

Поэтому фигура Маннергейма остается героической для людей, которые либо плохо знают нашу историю, либо просто являются откровенными русофобами.

Справедливости ради стоит отметить, что особенно сильно демонизировать эту фигуру не стоит, потому что можно вспомнить и то, что в 1939 г., когда Советский Союз сделал Финляндии предложение об изменению линии границы, то Маннергейм был склонен к тому, чтобы согласиться с этим предложением, но тогдашнее руководство Финляндии отвергло его. Также можно вспомнить и то, что в 1944 г. все-таки Маннергейм согласился на перемирие, то есть красить его одной черной краской тоже будет не совсем правильно. Но, тем не менее, эту фигуру не нужно славить.

Пускай памятные доски ему вешают в Финляндии - для них он национальный герой. Для нас он героем не является, и в нашем городе таких досок быть не должно.
Tags: Маннергейм, Петербург, Сергей Иванов, Финляндия, мои интервью, паскудство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments