?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Влияние репрессий на уровень образования руководителей
pyhalov
gusev_a_v пишет:

Прочитал статью А.А. Колдушко «Образование как элемент социального портрета партийной номенклатуры в 1920-1930-е годы (на примере Свердловской и Пермской областей)». Данные, которые он приводит заставляют сильно задуматься о том какую роль сыграли политические репрессии конца 30-х годов на кадровый партийный потенциал Урала, а может быть, и всей страны.

Своего мнения на счет указанных цифр я ещё не сформулировал, поэтому задуматься над ними предлагаю каждому самостоятельно. По данным А.А. Колдушко до репрессий образовательный уровень партийной элиты Урала был не высок.

К середине 1930-х годов уровень общего образования партийной номенклатуры достигает рекордных показателей:
8,5% - высшее образование,
36,6% - среднее образование,
54,9% - начальное образование.

Обратите внимание: более половины секретарей райкомов и горкомов Свердловской области имели только начальное образование.

Репрессированных партийных начальников сменили «сталинские выдвиженцы» и на 1 февраля 1939 года среди первых секретарей райкомов и горкомов ВКП (б) было:
14,8% - высшее и неоконченное высшее,
37,7 % - со средним и неоконченным средним,
47,5 % - с начальным образованием.

Эти цифры однозначно опровергают миф о том, что в результате репрессий «выбили лучших» и управленческий уровень был ослаблен.
Цифры говорят об обратном...


Примерно то же самое наблюдалось и во время пресловутой «армейской чистки», о чём я уже давно говорил:

«Репрессии не наложили да и не могли наложить из-за незначительности их масштабов по сравнению с общей массой офицерского корпуса видимого отпечатка на образовательный уровень. Некоторое падение доли офицеров, имеющих среднее военное образование в 1938–1939 гг. объясняется не репрессиями, а значительным притоком в армию офицеров из запаса, из сверхсрочников и особенно офицеров, окончивших курсы младших лейтенантов. В то же время в предвоенные годы наблюдается устойчивая тенденция к увеличению процента офицеров, имеющих академическое образование. В 1941 году этот процент был наивысшим за весь межвоенный период и равнялся 7,1%. До репрессий, в 1936 году эта цифра составляла 6,6. Проведённые расчёты показывают, что в период репрессий наблюдался устойчивый рост количества начсостава, имеющего среднее и высшее военное образование. Так, академическое образование в 1936 году имело 13 тыс. лиц начсостава, в 1939 году — после фактического окончания репрессий — 23 тыс., в 1941 году — 28 тыс. офицеров. Военное образование в объёме военной школы имело соответственно 125, 156 и 206 тыс. воен­нослужащих» ( Герасимов Г.И. Действительное влияние репрессий 1937–1938 гг. на офицерский корпус РККА // Российский исторический журнал. 1999. №1. С.47)

«Больше всего от репрессий пострадал советский генералитет. Как отразились репрессии на образовательном уровне высшего командного состава? Как ни парадоксально, но объективно его уровень вырос. В первой половине 30-х гг. доля лиц этой категории, имеющих высшее военное образование, колебалась от 30 до 40%. Перед началом репрессий 29% имело академиче­ское образование, в 1938 году их было уже 38%, а в 1941 году 52% военачальников имело высшее военное образование.

Может быть, это случайность или фальсификация? Нет. Знакомство автора с архивными документами, отчётными данными кадровых органов по арестованным и назначенным вместо них военачальникам свидетельствует о росте академического образования по всем основным должностным группам. Например, в пик репрессий, с 1 мая 1937 года по 15 апреля 1938 года, из 3 арестованных заместителей наркома обороны ни один не имел академического образования, 2 из назначенных его имели. Из командующих войсками округов: арестовано 3 “академика”, назначено — 8; заместители командующих округами: соответственно арестовано 4 с высшим военным образованием, назначено — 6; начальники штабов округов — арестованные не имели академического образования, 4 из 10 назначенных его имели; командиры корпусов — арестовано 12 с высшим военным образованием, назначено 19; начальники штабов корпусов — арестовано 14 “академиков”, назначено 22. И так по всем должно­стям, за исключением командиров дивизий. 33 арестованных комдива имели академическое образование, а среди назначенных таких было только 27. В целом по высшему командному составу количество назначенных, имеющих высшее военное образование, превышает число арестованных с аналогичным образованием на 45%.

Таким образом, репрессии не снизили образовательный уровень затронутых ими категорий офицеров, они повлияли на уровень образования старших и средних офицеров, которые выдвигались на вышестоящие должности. Архивные данные свидетельствуют о том, что это были, как правило, наиболее высокоподготовленные командиры» (Герасимов Г.И. Действительное влияние репрессий 1937–1938 гг. на офицерский корпус РККА... С.48–49)


  • 1
Интересно.
Зря Н.Хрущёв остановил репрессии,например Мао-Цзедун всегда проводил репрессии,как то,массово высылал в деревни столичных профессоров,академиков,и каких впечатляющих успехов достиг Китай!
Отсутствие репрессий рождает застой и последующий развал станы.

Можно ли говорить о том, что в "революцию" пошли не только плазменные пассионарии, но и прохиндеи-карьеристы? И так как они были заточены именно на занятие руководящих постов, то ничего удивительного, что они их таки и заняли. И без "чисток" эти каменные жопы сдвинуть с места и освободить дорогу профессионалам не было никакой возможности?

Можно.
Причем вторая категория добивается больших "успехов" именно в занятии и удержании руководящих постов.
Что, кстати, имеет место быть в нынешней системе управления России. Не, я не намекаю ни на что ;-) Хотя....

Сравнение в первом случае "партийной номенклатуры" до неизвестно какого звена, а во втором только первых секретарей, в первом случае только с оконченным ВО, а во втором приписывая неоконченное, безусловно, объективно и диалектически прально:)
При том что даже такими методами порядок цифр одинаков.
И это первые люди, "хозяева" регионов, а после ГВ прошло 20 лет. Куда там "отсталой-неразвитой" РИ, мда...
Но дело здесь действительно не столько в репрессиях, сколько в общем уровне совсистемы. Великая Россия превратилась в захваченный кровавыми фанатиками бантустан.

Edited at 2018-02-12 09:38 pm (UTC)

В обоих случаях сравниваются секретари райкомов и горкомов. Вы - невнимательный читатель!

> Сравнение в первом случае "партийной номенклатуры" до неизвестно какого звена, а во втором только первых секретарей

Русским языком вообще-то пишут, что сравниваются одинаковые вещи.

> И это первые люди, "хозяева" регионов, а после ГВ прошло 20 лет. Куда там "отсталой-неразвитой" РИ, мда...

Да уш, разные пидорасы-правоведы - отсутствовали после ГВ среди управленцев почти полностью, со всем своим "абразаванием". Полагаете, Россия от этого сильно проиграла?

Логика замечательная.
Продолжим - качественное высшее образование М.С.Горбачева против недоучки Сталина.
И подумать - об уровне конформизма стары и новых кадров ...
А потом рассуждают о загадке 1991 ...

Ну, да. Формально уровень образования Горбачева выше, чем у Сталина. Это лишь означает, что советская власть дала возможность огромному количеству самых разных людей получить качественное высшее образование. Что тут плохого?

Может быть существовал другой способ отодвинуть от власти старые, малограмотные кадры?

"Чистка" - это не способ отодвинуть малограмотных и тупорогих.

Рассматривается одно из следствий "мероприятия": привело к падению образовательного уровня или нет? Ответ: нет. Хотя ответ на него дается по строго формальному признаку - наличию образования определенного уровня.

С другой стороны, утверждение, что чистки привели к падению образовательного уровня, вообще лишено какого-либо обоснования

Естественно, что образовательный уровень повысился, вследствие общего повышения этого уровня в стране. Чем моложе люди, тем больше процент получивших среднее и высшее образование.

Если заменить старых генералов на молодых комсомольцев, то образовательный уровень повысился бы еще сильнее. :)

Правда, результат для боеспособности вооруженных сил, при этом, окажется прямо противоположный.

Edited at 2018-02-13 10:04 am (UTC)

полностью согласен.

Однако, ак мне показалось, в данном случае не доказывается тезис: "чистки привели к повышению образовательного уровня", а опровергается другой: "чистки привели к снижению образовательного уровня".

Для опровержения приведенных данных более чем достаточно

С учетом того, что "генералы всегда готовятся к прошедшей войне" - не факт, что "окажется прямо противоположный" ;-)

  • 1