Юрий Нерсесов
Фальшивая империя митрополита Шевкунова - 1
Переврав историю Византии, псковский владыка Тихон взялся за Россию
Грамотность без азиатов
Фильм «Гибель империи. Византийский урок» от выпускника Всероссийского государственного института кинематографии архимандрита Тихона Шевкунова изрядно поразвлёк меня. Столько натяжек, умолчаний и подтасовок я не наблюдал даже на уроках истории в советской школе брежневской эпохи. Однако тогда прямого вранья настоятель Троице-Сергиевой лавры по возможности избегал. Чем в корне отличается от своих последующих ипостасей. То есть епископа Егорьевского, который 3 сентября 2017 года прочёл лекцию о падении монархии Романовых в Екатеринбурге, и митрополита Псковского и Порховского, радующего нас сериалом «Гибель империи. Российский урок» на канале «Россия 24».
Здесь владыка лжёт открыто. Например, сообщая (10.04-10.35) о выдающихся успехах образования при Николае II: «В 1920 году наркомат просвещения, Наркомпрос, решил поисследовать: а сколько же подростков грамотно? И с изумлением красные комиссары обнаружили, что процент грамотных среди подростков с 10 до 16 лет 83%».
Исследование действительно провели. Только занималось им Центральное статистическое управление, и результаты получились совсем другие. Доля грамотных среди 10-16 летних подростков колебалась от 49,7% до 64,9%. Скажете, всё равно много? Но есть нюанс: сотрудники ЦСУ, как и статистики Российской империи ранее, считали по Европейским губерниям, без обитателей Зауралья, Закавказья и Средней Азии – где обитало почти 24% подданных Николая II. С ними картина наблюдалась куда менее радужная: согласно переписи населения 1897 года, доля грамотных кавказцев и сибиряков меньше почти в 1,9 раза, а средне-азиатов - в 4,3 раза.
Учтём их подростков и получим цифирьку примерно вдвое меньше, чем у Шевкунова. Который, тем временем восторгается урожаями с российских полей и первым делом опровергает самого себя.
Приписки из-под рясы
«Сельское хозяйство – Россия была на первом месте в мире по производству зерновых. Валовой сбор зерновых в Российской империи к 1913 году в полтора раза превышал урожаи Аргентины, США и Канады вместе взятых. - Объявил епископ Егорьевский. Четыре года спустя митрополит Псковский его поправил (5.08-5.34): - Российская империя была передовой сельскохозяйственной страной мира. За время Николая II в полтора раза вырос сбор зерновых во всём мире и наши ежегодные урожаи зерновых на треть превышали урожаи в Канаде, Аргентине и Соединённых Штатах Америки вместе взятых. Россия была первой по количеству крупного рогатого скота».
Кто тут лжёт? Разумеется, оба! Согласно изданному в канун революции «Сборнику статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств», наша страна в 1913 году собирала 5 232 542 млн. пудов зерновых, а США, Канада и Аргентина 7 923 529 млн. пудов. Это не меньше а, наоборот, в 1,5 раза больше, чем у нас. Причём США с урожаем 6 352 652 млн пудов превосходили Россию даже в одиночку.
Подтасовывает владыка и показатели животноводства. Заглянув в тот же статистический сборник, легко увидеть, что Россия перед Первой мировой войной на 3-м месте – 51 384 718 голов крупного рогатого скота. Тогда как в США – 56 592 тысячи голов, а в Британской империи, без африканских колоний – 180 651 741… Не пойди митрополит Тихон по церковной стезе, среди председателей отсталых колхозов ему цены не было бы – такой специалист враз исправит показатели и прикроет от гнева начальства.
Плач о раскулаченных младенцах
Покончив с приписками сельхозпродукции, владыка повторяет враньё литератора Владимира Солоухина. При Сталине Солоухин всю войну бдительно нёс караул в Кремле, при Хрущёве изгонял из Союза писателей СССР «антисоветчика» Бориса Пастернака, а при Горбачёве и Ельцине обличал большевиков, не брезгуя уже совершенным бредом. Например, заявлял, что, свергнув Временное правительство, те «посадили их в баржу, а баржу потопили в Неве». Хотя реально никого из министров последнего правительства Александра Керенского в Неву не кидали. Кузьма Гвоздёв, Николай Кишкин, Александр Ливеровский и Сергей Салазкин умерли естественной смертью в СССР. Михаил Бернацкий, Дмитрий Вердеревский, Антон Карташёв, Александр Коновалов, Сергей Прокопович, Сергей Смирнов и Михаил Терещенко скончались в эмиграции. Александр Верховский, Павел Малянтович, Сергей Маслов и Алексей Никитин расстреляны по приговору советского суда в 1938-1940 гг, а эмигрировавший во Францию Сергей Третьяков казнён там немцами как большевистский агент.
Сочинять об утоплении всех этих людей в барже в 1917 году может только совершеннейший алкаш или дегенерат, поражённый тем самым сифилисом мозга, который Солоухин приписывал Ленину. Однако митрополит – горячий поклонник старого прохвоста.
«Когда нам хотят доказать, что крестьянство в России бедствовало, что Россия была нищей страной, то хочется спросить: откуда же взялись 6 миллионов зажиточных хозяйств для раскулачивания? – С придыханием цитирует он любимого писателя. И тут же слегка правит его: - Ну, на самом деле раскулачили более 4 миллионов хозяйств. Но всё равно представьте себе – 4 миллиона. Пусть в каждой семье, ну хотя бы по 10 человек домочадцев. Это уже 40 миллионов человек».
Накануне коллективизации в сельской местности у нас проживало 120,7 млн. человек. В инструкции ЦИК СССР о конфискации имущества, выселении и расселении кулаков от 4 февраля 1930 года сказано: «Количество выселяемых и расселяемых кулацких хозяйств должно строго дифференцироваться по районам в зависимости от фактического числа кулацких хозяйств в районе с тем, чтобы общее число ликвидируемых хозяйств по всем районам составляло бы в среднем, примерно, 3-5%».
Именно так и случилось. Ведущий специалист по демографии репрессий, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Виктор Земсков со ссылкой на архивные документы указывает, что раскулачили 4 млн человек. Шевкунову показалось мало, и он превратил каждого члена раскулаченной семьи, включая младенцев, в полноправного хозяина с домочадцами.
Не чудесное не размножение «Муромцев»
С промышленностью и наукой митрополит также привирает. Перечисляя изобретения в Российской империи эпохи Николая II, он, помимо реальных достижений, упоминает автомат, парашют, скафандр и самолёт, созданный «параллельно с братьями Райт».
На самом деле первую автоматическую винтовку продемонстрировал в 1884 году изобретатель знаменитого пулемёта американец Хайрем Максим, а затем его соотечественник и конкурент Джон Браунинг. Российские образцы Якова Рощепея и Владимира Фёдорова были изготовлены соответственно в 1904 и 1913 гг. Автоматы Фёдорова успели поучаствовать в Первой мировой войне наряду с очередной моделью Браунинга.
Пригодный для длительных подводных работ водолазный костюм флотский механик из Кронштадта Карл Гаузен создал в 1829 году. Английский конструктор Август Зибе (тоже этнический немец) сделал это на 10 лет раньше и ввёл в оборот само слово «скафандр». Паровой самолёт Можайского, картинку которого митрополит гордо демонстрирует, взлететь не смог – машины в 30 лошадиных сил не хватало, чтобы поднять в воздух аппарат весом в тонну.
С парашютом французы Луис Ленорман, Жан-Пьер Бланшар и Анри-Жак Гарнерен прыгали ещё в XVIII столетии. Русский изобретатель Глеб Котельников радикально усовершенствовал парашют, сделал его компактным, поместив в ранец. Глеб Евгеньевич был одарённейшим человеком – именно благодаря ему парашют из экзотического спортивного снаряда превратился в средство для спасения лётчиков и высадки воздушных десантов. На ветках деревьев у могилы Котельникова до сих пор привязывают ленточки для затяжки парашютов, но чужие заслуги ему не нужны.
Перейдя к Первой мировой войне, митрополит заявляет (2.06-2.10) о наличии у России «лучшего в мире военно-воздушного флота» и опять лжёт. Самолётов за 1914–1917 гг. Россия выпустила 3710, Великобритания за то же время дала армии 22 421 аэроплан, Франция — 27 494, а Германия — 33 054. (Kevin D. Stubbs, Ronald J. Grele. Race to the Front: The Materiel Foundations of Coalition Strategy in the Great War).
Может, речь идёт о качестве? Нет, подавляющее большинство российского авиапарка состояло из воздушных машин иностранных типов, принятых на вооружение союзниками. Само собой имелись исключения, хотя в большинстве с импортными авиамоторами. Это, прежде всего, около 900 гидросамолётов конструкции Дмитрия Григоровича и свыше 70 тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец». Именно фото одного из них Шевкунов и демонстрирует. Насколько правомерно?
Детище одного из крупнейших авиаконструкторов ХХ века Игоря Ивановича Сикорского «Илья Муромец» к началу войны не имел равных по размерам и грузоподъёмности. Он стал первым в мире четырёхмоторным бомбардировщиком и непрерывно совершенствовался. Последние модификации брали более полутонны бомб, имели скорость 137 км/ч, а дальность 540 км. Но затем в авиационную гонку включились другие страны и Россия безнадёжно отстала.
Италия произвела около 500 машин фирмы «Капрони». Первые модификации несли до 450 кг бомб, а последние – почти 1,5 тонны. Великобритания с 1915 года выпустила столько же бомбардировщиков «Хендли-Пейдж», имевших скорость до 160 км/ч и поднимавших восемь 113-килограммовых бомб. Основной поставщик германских бомбовозов – компания «Гота» - отправила на фронт свыше 500 машин, по тактико-техническим данным примерно равных «Муромцам» или несколько их превосходящим (скорость до 142 км/ч, бомбовая нагрузка до 600 килограмм, дальность до 840 километров). Однако «Готы» по германской квалификации относились к разряду средних, а тяжёлыми считались около 40 гигантов «Цеппелин-Штаакен». Самые совершенные из них могли пролететь без посадки 1300 км и брали 2 тонны бомб.
Даже учтя, что порядка половины этих самолётов выпущено после выхода России из войны, видно, что Британия, Италия и Германия в несколько раз превосходили Россию по тяжелобомбардировочной авиации. Не являясь чудотворцем, митрополит не может превратить семь десятков «Муромцев» в семь сотен и потому вынужден избегать конкретных цифр, заменяя их пафосными речами.
Продолжение следует