?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
«Гласность» по-сталински. Часть 2
pyhalov
Продолжение. Начало см.: http://pyhalov.livejournal.com/84733.html

Полёт в неизвестность

Но может, «кровавый тиран» и его подручные цинично полагали, что гибель одной-двух парашютисток — мелочь, не влияющая на престиж советского государства? Выясняется, что не скрывались и гораздо более крупные и неприятные катастрофы.

Как известно, летом 1937 года состоялись знаменитые перелёты Чкалова и Громова из СССР в США через Северный полюс. Вслед за ними настала очередь Леваневского.

Правительство удовлетворило ходатайство Героя Советского Союза т. С.А. Леваневского, лётчика т. Н.Г. Кастанаева, штурмана т. В.И. Левченко о разрешении им беспосадочного перелёта по маршруту Москва — Северный полюс — Северная Америка.

Старт был дан 12 августа 1937 года в 18 час. 15 мин. со Щёлковского аэродрома, близ Москвы. Самолёт взял курс Архангельск — Северный полюс — Аляска.

Перелёт совершается на самолёте «Н-209» конструкции инж. В.Ф. Болховитинова, с 4-мя моторами «АМ 34-РНБ».

Экипаж самолёта: Герой Советского Союза С.А. Леваневский — командир, лётчик Н.Г. Кастанаев — второй пилот, капитан В.И. Левченко — штурман, бортмеханики: Г.Т. Побежимов, Н.Н. Годовиков, радист — воентехник 1-го ранга Н.Я. Галковский.

Правительственная комиссия по организации перелёта:
М.Рухимович, М.Каганович, А.Туполев, Я.Алкснис, О.Шмидт
12/VIII–37 г. (ТАСС)
(Сообщение правительственной комиссии о перелёте Москва — Северный полюс — Северная Америка // Правда. 1937, 13 августа. №222(7188). С.1)

Казалось бы, благоразумнее не спешить с оглашением подобной информации, «не говорить “гоп”, пока не перепрыгнешь». Трансполярный перелёт — не увеселительная прогулка. А вдруг неисправность и придётся возвращаться назад, как уже случилось с тем же Леваневским двумя годами ранее? Мало того, полёт вообще может закончиться катастрофой.

Но нет, о начавшемся перелёте было объявлено громко и помпезно — в номере «Правды» за 13 августа 1937 года ему целиком посвящены три первых полосы.



Щёлковский аэродром. «Н-209» с экипажем Леваневского отправляется в полёт. Фотография предоставлена ihistorian

«Тревожный звонок» прозвенел уже в следующем номере газеты:


Вчера в течение первой половины дня в Штабе перелёта систематически получались сведения о ходе перелёта Героя Советского Союза тов. С.А. Леваневского. Перелёт протекал успешно.

В 13 час. 40 мин. по московскому времени самолёт «СССР-Н-209» прошёл над Северным полюсом и лёг курсом на Аляску. Передачу с самолёта принимали береговые радиостанции Народного комиссариата связи СССР и Главного управления Северного морского пути.

В 14 час. 32 мин. с самолёта была передана радиограмма, в которой сообщалось, что крайний правый мотор выбыл из строя из-за порчи маслопровода; высота полёта 4.600 метров при сплошной облачности. К этому времени самолёт, выработав несколько тонн горючего, был настолько облегчён, что мог продолжать полёт без снижения на трёх моторах.

После этого регулярная связь с самолётом нарушилась.

В 15 час. 58 мин. по московскому времени Якутская радиостанция приняла следующее сообщение с самолёта: «Всё в порядке. Слышимость Р-1» (что значит плохая).

Затем в 17 час. 53 мин. радиостанция мыса Шмидта приняла с самолёта следующую радиограмму: «Как меня слышите? РЛ (позывные самолёта Леваневского). Ждите».

По просьбе Народного комиссариата связи СССР все военные, коммерческие и любительские радиостанции Северной Америки ведут непрерывное наблюдение за эфиром, слушая позывные и передачи с советского самолёта. Одновременно непрерывное наблюдение ведут северные и дальневосточные советские радиостанции. Между Москвой и Вашингтоном, а также между Москвой — Сан-Франциско и Фербенксом поддерживается регулярная связь по радиотелефону и телеграфу. Народный комиссар связи СССР тов. Н.А. Халепский каждые полчаса разговаривает по радиотелефону с советником полпредства СССР в США тов. Уманским.

Однако до двух часов 14 августа связи с самолётом «СССР-Н-209» возобновить не удалось.
(Ход перелёта // Правда. 1937, 14 августа. №223(7189). С.1)

На следующий день стало ясно, что перелёт завершился катастрофой:

Как вчера сообщались, перелёт Героя Советского Союза т. С.А. Леваневского на самолёте «СССР Н-209» протекал в очень трудных атмосферных условиях. Самолёту из-за высокой сплошной облачности приходилось лететь на большой высоте до 6000 метров. В 14 часов 32 минуты выбыл из строя один из моторов, и самолёту пришлось снизиться до 4600 метров. С тех пор полных радиограмм с самолёта не принято. Из принятых отрывков телеграмм явствует, что самолёт ещё некоторое время продолжал путь. Можно думать, что вынужденный лететь в облаках, самолёт мог подвергнуться обледенению, что привело к вынужденной посадке на лёд. Условия льда в районе полюса и за ним являются сравнительно благоприятными для такой посадки. Все полярные радиостанции продолжают непрерывно слушать на волне самолёта. Несколько раз радиостанции слышали работу на волне самолёта т. Леваневского, но из-за слабой слышимости ничего достоверного принять не удалось.

Экипаж самолёта «Н-209» обеспечен продовольствием на полтора месяца, а также палатками, спальными мешками, тёплой одеждой и оружием.

Обсудив положение, Правительственная комиссия приняла ряд мер для немедленного оказания помощи. Помощь организуется в двух направлениях: в Восточном и в Западном секторе Арктики.

По Восточному сектору, со стороны Чукотского полуострова, приняты следующие меры:

1. Ледоколу «Красин», находящемуся у берегов Чукотского моря, дано приказание немедленно направиться к мысу Шмидта, где находится авиабаза Главсевморпути, взять на борт 3 самолёта с экипажами и горючим, направиться в район мыса Барроу на Аляске и оттуда на север, насколько позволят льды, где и служить базой.

2. Пароходу «Микоян», находящемуся в Беринговом море, приказано с полным грузом угля направиться к «Красину».

3. Двухмоторный гидросамолёт «СССР Н-2» лётчика Задкова, находящийся в бухте Ногаево, получил приказание немедленно направиться в Уэллен и оттуда к месту «Красина».

По Западному сектору, опираясь на авиабазу острова Рудольфа и станцию «Северный полюс» тов. Папанина, даны следующие указания:

1. Подготовить к вылету три самолёта «АНТ-6», вернувшиеся с полюса в Москву. Эти самолёты под командованием Героев Советского Союза т.т. Водопьянова, Молокова и Алексеева направляются на остров Рудольфа, а оттуда в район Северного полюса.

2. Полярная станция Папанина, находящаяся в настоящее время на нулевом меридиане и широте 87°20’, будет превращена в авиабазу — исходную точку для поисков — путём переброски горючего с острова Рудольфа на самолётах «АНТ-6».

На запрос Комиссии, тов. Папанин ответил, что его поле сохранилось полностью и посадка самолётов возможна.

3. Двухмоторным самолётам «СССР Н-206» Героя Советского Союза т. Головина и «СССР Н-207» лётчика Грацианового дано предписание вылететь на остров Диксон и быть там в резерве для вылета на Север в Западный или Восточный сектор Арктики, смотря по необходимости.

Вся сеть радио- и метеостанций продолжает работу.

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ КОМИССИЯ.
(ТАСС)
(От правительственной комиссии по организации перелётов Москва — Северная Америка // Правда. 1937, 15 августа. №224(7190). С.1)

На протяжении следующих полутора месяцев «Правда» из номера в номер публикует сообщения о поисках самолёта Леваневского. Увы, безуспешных.

Скептически настроенный читатель скажет, что я выдаю нужду за добродетель. Дескать, сталинская «гласность» была вынужденной. Перелёт Леваневского заранее согласован с Соединёнными Штатами, а значит, замалчивать его неудачу бессмысленно.

Что ж, рассмотрим другой пример — состоявшийся год спустя перелёт самолёта «Родина» с женским экипажем. На этот раз маршрут полёта целиком проходил над советской территорией. Казалось бы, правила тоталитарной пропаганды требуют держать перелёт в тайне вплоть до его благополучного завершения, и лишь тогда громогласно объявить об успехе. А в случае катастрофы — спрятать концы в воду.

Вместо этого мы наблюдаем картину, совершенно аналогичную полёту Леваневского. Торжественное объявление о старте:

Москва — Дальний Восток
Беспосадочный перелёт женского экипажа на самолёте «Родина»


24 сентября 1938 г. в 8 час. 12 мин. утра по московскому времени известные всей стране лётчицы-орденоносцы Гризодубова Валентина Степановна, капитан Осипенко Полина Денисовна и старший лейтенант Раскова Марина Михайловна (штурман) вылетели в беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток на двухмоторном самолёте.

Самолёт стартовал с Щёлковского аэродрома близ Москвы. При старте присутствовали — Народный Комиссар Оборонной Промышленности тов. Каганович М.М., начальник Главного Управления НКОП тов. Беляйкин С.И., Зам. начальника Главного Управления Гражданского флота тов. Картушев М.Ф., конструктор самолёта тов. Сухой П.О. и представители московской печати.

Как видно из сводок к 6 час. вечера 24-го сентября по московскому времени самолёт находился на расстоянии около 2800 клм. от Москвы.
(Москва — Дальний Восток. Беспосадочный перелёт женского экипажа на самолёте «Родина» // Правда. 1938, 25 сентября. №265(7590). С.1)

Начавшемуся перелёту посвящена половина 1-й полосы газеты плюс 3-я полоса целиком.



Экипаж самолёта «Родина» (слева направо): П.Д. Осипенко, В.С. Гризодубова, М.М. Раскова перед стартом на Щёлковском аэродроме

На следующий день «Правда» сообщает об аварии:

В течение всего дня 24 сентября штабом перелёта непрерывно поддерживалась радиосвязь с самолётом «Родина».

В 17 час. 34 мин. самолёт, находясь на высоте 5.000 метров, сообщил по радио свои координаты (г. Каргат) и в дальнейшем регулярно передавал по радио сведения о полёте. Полёт протекал успешно.

Затем самолёт вошёл в зону фронта со снегопадом и дождём. Весь дальнейший маршрут до озера Байкал протекал в сложной метеорологической обстановке, и связь с самолётом была не регулярна. Восточнее Байкала при наступлении утра погода улучшилась. В 6 час. 05 мин. и в 6 час. 53 мин. по московскому времени 25 сентября были приняты от самолёта две радиограммы с просьбой дать пеленги с целью определения местонахождения самолёта. В дальнейшем связь с самолётом прекратилась. Место посадки самолёта не установлено. Ведётся непрерывное радионаблюдение за эфиром и организованы розыски самолёта. (ТАСС).
(Ход перелёта самолёта «Родина» // Правда. 1938, 26 сентября. №266(7591). С.1)

Начиная со следующего номера, «Правда» ежедневно публикует краткие сообщения о ходе поисков. К счастью, на этот раз всё закончилось хорошо:

3 октября 1938 года звено гидросамолётов Гражданского Воздушного флота вылетело из Комсомольска на поиски самолёта «Родина» в район озера Эворон — озеро Амуткит — населён. пункт Керби, находящиеся в 125–200 км северо-западнее г. Комсомольска.

В 13 часов 30 минут (по местному времени) лётчик Сахаров заметил самолёт на земле в 20 клм. юго-западнее озера Амуткит. Снизившись до высоты 10 метров, он ясно увидел двухмоторный самолёт и двух человек около самолёта, подававших сигналы белым полотнищем. Через 5 минут прилетел второй самолёт, под управлением лётчика Бурлакова, и через час — третий, под управлением лётчика Романова, которые также видели самолёт двухмоторный и двух человек возле самолёта.

Есть все основания предполагать, что обнаруженный двухмоторный самолёт на меридиане восточнее Хабаровска есть самолёт «Родина».

Приняты все меры к доставке экипажа и самолёта в Комсомольск. (ТАСС).
(Сообщение о самолёте «Родина» // Правда. 1938, 4 октября. №274(7599). С.1)

Сегодня в 4 часа 33 минуты утра командующий воздушными силами 2-й армии комдив Сорокин сообщил по прямому проводу в Москву следующее:

— Самолёт «Родина» находится в 14 километрах северо-восточнее Дуки, в пяти километрах от реки Амгунь. Для экипажа самолёта сброшены горячий кофе в термосах, тёплые носки, сапоги и одежда. Сбросили также карту с указанием местонахождения самолёта. Экипаж всё собрал. Он восторженно встречал нас аплодисментами. Сейчас еду на аэродром для подготовки парашютного десанта.

Из Москвы член правительственной комиссии по перелёту тов. Картушев предложил вместе с десантом сбросить экипажу резиновые лодки, водяные лыжи, обеспечить десант тёплыми вещами. Командиру десанта предложено проверить целость пломб на баках и барографах. Кроме того, были даны конкретные указания о доставке экипажа в Комсомольск.
(Самолёт «Родина» найден // Правда. 1938, 4 октября. №274(7599). С.1)

Насчёт целости пломб упомянуто неспроста — в этом полёте, несмотря на аварийную посадку, был зафиксирован международный рекорд дальности полёта для женских экипажей.

Окончание см.: http://pyhalov.livejournal.com/85121.html


  • 1
То что вы разаблачаете антисоветские фальшивки это хорошо.
Но к сожелению все сталинисты сосредаточившись на самых известных Солжиницене,Резуне, Шаламове и выискивают у них все новые и новые передергивания хотя всем кто интересуется вопросом с ними уже давно все ясно.Совершенно упускают из вида других несколько меньше разрекламированых.
Вот попалась мне мемуары Ефросинья Керсновская. "Сколько стоит человек" отрывки из нее еще в перестроечном "Огоньке" печатали, а тут смотрю многотомник настоящий Архипелаг ГУЛАГ в картинках и пиарится неплохо. http://www.gulag.su/project/
Я к поисковику, думаю, сщас найду чего там антисаветчики наврали... И ничего только ссылки либиралов как на пример ужасов сталинского гулага.

/казалось бы,благоразумнее не спешить с оглашением подобной информации/
Кому казалось?

Благоразумнее с точки зрения общепринятой среди рукопожатной публики версии - дескать, "кровавый тиран скрывал от народа ПРАВДУ"

Хорошо написано. Естессно, не смог пройти мимо и скоммунмздил на сталинизм.ру По теме гласности у ihistorian кажется видел вырезки из газет, где работяги почем свет критикуют начальство. Хорошо бы разыскать и поставить. Я сам постараюсь поискать.

А окончание когда?
Ощущение резкой остановки.

Не знаю почему, но читая эту часть статьи, почему-то постоянно вспоминалась гибель с "Курска" и шло сопоставление. А потом подумалось, что сейчас катастроф в стране, простите за тавтологию, катастрофически много. Гибель 3-х человек уже никого не трогает. Пипл трогает только, когда жертв десятки-сотни. Жаль

"о нет, о начавшемся перелёте было объявлено громко и помпезно — в номере «Правды» за 13 августа 1937 года ему целиком посвящены три первых полосы."
В случае аварии в целях сохранения секретности расстреляли бы всех читателей Правды

А вот в наших российских условиях молчать в тряпочку во многих случаях единственный выход, уж то, что ПАК ФА сначала полетел, а потом уже пилот перед камерой на глупые вопросы отвечал, на фоне эпичных провалов с теми же олимпиадами и прочими громкими проектами верх благоразумия.

  • 1